Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.И. Рубцова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин Н.И. Рубцов в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемая им норма неправомерно исключает возможность исчисления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исходя из заработной платы за работу, в период которой гражданин не замещал должность федеральной государственной службы, но которая подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, что снижает уровень пенсионного обеспечения этой категории граждан, а потому противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 6 июля 2006 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, было отказано в удовлетворении иска Н.И. Рубцова к Пенсионному фонду Российской Федерации о перерасчете размера пенсии за выслугу лет исходя из среднемесячного заработка за 12 месяцев работы в Госплане СССР, предшествующих дню достижения им пенсионного возраста, на том основании, что в этот период Н.И. Рубцов не имел статуса федерального государственного служащего.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрена возможность выбора заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет федеральных государственных служащих. За основу для исчисления пенсии может быть принят заработок за соответствующий период федеральной государственной службы, предшествующий дню ее прекращения, либо заработок за период работы, предшествовавший дню достижения возраста, дающего федеральному государственному служащему право на трудовую пенсию. Предоставление им права избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии за выслугу лет н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась конституционность положения, устанавливающего порядок расчета размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Оспариваемая норма предусматривает, что размер пенсии указанных лиц исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.
По мнению заявителя, оспариваемая им норма неправомерно исключает возможность исчисления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исходя из зарплаты за работу, в период которой гражданин не замещал должность федеральной государственной службы, но которая подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, что снижает уровень пенсионного обеспечения этой категории граждан.
КС РФ, отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, дал следующие разъяснения. Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя. Оспариваемая норма предусматривает возможность выбора заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет федеральных госслужащих. За основу для исчисления пенсии может быть принят заработок за соответствующий период федеральной государственной службы, предшествующий дню ее прекращения, либо заработок за период работы, предшествовавший дню достижения возраста, дающего федеральному государственному служащему право на трудовую пенсию. Предоставление им права избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии за выслугу лет направлено на учет интересов госслужащих, обеспечение возможности исчислять пенсию из более высокого заработка и не может расцениваться как ущемление их конституционных прав.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2008 г. N 208-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рубцова Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 12 (специальный выпуск)