Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2008 г. N 33-Г08-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими отдельных положений пунктов 2.2, 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, по кассационной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 14 января 2008 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
правительством Ленинградской области 13 мая 2005 года принято постановление N 131 "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Пунктом 2.2 данного Положения предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация предоставляется специалистам, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения (далее - граждане), с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся: несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет, учащиеся старше 18 лет, но не старше 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной дневной форме обучения; матери либо другие родственники, осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, остальные члены семьи граждан для получения ежемесячной денежной компенсации должны предоставить документы, подтверждающие их нетрудоспособность, и документ о нахождении на иждивении, включая решения судебных органов.
Пунктом 4.8 Положения предусмотрено, что расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением размера денежной компенсации расходов на приобретение сжиженного баллонного газа и печного топлива) производится организациями вне зависимости от форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению за жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования в порядке, установленном действующим законодательством. При определении размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, оплачивающим коммунальные услуги (электрическую и тепловую энергию, воду и газ) по показаниям приборов учета, используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг. При определении размера ежемесячной компенсации используются нормативы потребления, установленные органами местного самоуправления, но не превышающие установленные постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области".
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 п. 2.2 в части слов "с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:", абзацев 2, 3, 4 пункта 2.2, абзаца 2 в части слов "электрическую и тепловую энергию", "используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг", абзаца 3 пункта 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, с момента его принятия.
В обоснование требований указывает на то, что данным Положением педагогические работники государственных и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов, включены в состав специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, которым предоставлено право на получение ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Оспариваемые нормы Положения в отношении педагогических работников противоречат абзацу 2 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащей применению во взаимосвязи со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку они ограничивают право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ними членов семьи, а также нормативами потребления коммунальных услуг в виде электрической и тепловой энергии, а потому подлежит признанию недействующими с момента принятия Положения.
Указанным решением заявление заместителя прокурора удовлетворено. Абзац 1 в части слов "с учетом нетрудоспособных членов семьи, совместно с ними проживающих и находящихся на их иждивении, к которым относятся:", абзацы 2, 3, 4 пункта 2.2, абзац 2 в части слов "электрическую и тепловую энергию", "используются нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг", абзац 3 пункта 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, признаны недействующими со дня его принятия в отношении педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета.
В кассационной жалобе правительство Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Проанализировав указанные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, исходя из положений оспариваемой части пунктов 2.2 и 4.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 13 мая 2005 года N 131, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию и с учетом нормативов потребления. Следовательно, как правильно указал суд, оспариваемые нормы Положения в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления, не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи и нормативами потребления.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется. Анализ материалов дела указывает на то, что прокурором уточнялось заявление и отмечалось обращение с ним в интересах педагогических работников. Не усматривается оснований для отмены решения по настоящему делу по мотиву его рассмотрения до принятия решения об оспаривании Закона области от 01.03.05 г. N 13-оз. Доводы кассационной жалобы правительства Ленинградской области по существу исходят из позиции нарушения и неправильного применения судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям. Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые делается ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено. Таким образом, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 14 января 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2008 г. N 33-Г08-2
Текст определения официально опубликован не был