Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-134
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующими пунктов 8.2 и 23 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па
по кассационной жалобе Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации К., Пенсионного фонда Российской Федерации Д., Г., Б.Л.П., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 года N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установление трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень).
Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 года, регистрационный номер 3488, опубликован в "Российской газете" N 100, 5 июня 2002 года, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 26, 1 июля 2002 года.
Пунктом 8.2 названного Перечня предусмотрено, что к заявлению участников Великой Отечественной войны о назначении пенсии по инвалидности прилагаются документы:
удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
о признании участником Великой Отечественной войны.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:
о нетрудоспособных членах семьи;
подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
о месте пребывания или фактического проживания;
подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Перечня участие в Великой Отечественной войне подтверждается удостоверениями участника войны, выданными лицам, указанным в подпунктах "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, от 27 февраля 1981 года N 220, от 14 мая 1985 года N 416, либо удостоверением ветерана Великой Отечественной войны установленного образца, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1122.
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими вышеприведенных пунктов Перечня в части, в какой они препятствуют назначению второй пенсии (по инвалидности) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами, по причине отсутствия у них удостоверения участника войны.
В подтверждение требований заявитель указал, что оспариваемые им положения Перечня препятствуют назначению второй пенсии (по инвалидности) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами, по причине отсутствия у них удостоверения участника войны, противоречат пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и нарушают его права.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового об удовлетворении его требований, просит в кассационной жалобе Д., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта изданы Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных им законодательством Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права бывших узников фашизма.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и части 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации возложено полномочие по утверждению Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Во исполнение названного постановления Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации издало постановление от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем пункты 8.2 и 23 Перечня, соответствуют нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статье 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой под участниками Великой Отечественной войны понимаются граждане, указанные в подпунктах "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Не противоречат оспариваемые положения Перечня и пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Приведенная норма права не содержит положения о праве бывших несовершеннолетних узников фашизма, в том числе являющихся инвалидами, на одновременное получение двух пенсий.
Суд правильно указал в решении, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определены в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, к числу таких мер относятся льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" участникам Великой Отечественной войны может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и трудовая пенсия по старости. Бывших несовершеннолетних узников фашизма приведенный Федеральный закон не относит к числу лиц, пользующихся такой льготой, как возможность получения одновременно двух пенсий.
При таком положении, правом на одновременное получение двух пенсий могут воспользоваться не все граждане, имеющие единый статус участников Великой Отечественной войны, а лишь те, которые предусмотрены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Утверждения в кассационной жалобе о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и суд неправильно применил пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, являются ошибочными. Суд, проанализировав приведенные выше нормы федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения пунктов 8.2 и 23 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя, как бывшего узника фашизма.
Доводы кассационной жалобы ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение суда, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы препятствуют назначению второй пенсии (по инвалидности) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами, по причине отсутствия у них удостоверения участника войны.
Как пояснил ВС РФ, данные нормы соответствуют положениям федерального законодательства. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам ВОВ, определены, в частности в ФЗ "О ветеранах". К числу таких мер относятся льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством. В силу ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" участникам ВОВ может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и трудовая пенсия по старости. При этом бывших несовершеннолетних узников фашизма закон не относит к числу лиц, пользующихся такой льготой, как возможность получения одновременно двух пенсий.
Таким образом, правом на одновременное получение двух пенсий могут воспользоваться не все граждане, имеющие единый статус участников Великой Отечественной войны, а лишь те, которые предусмотрены ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Определение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-134
Текст определения официально опубликован не был