Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2008 г. N 55-Г08-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2008 года об удовлетворении заявления и.о. прокурора Республики Хакасия о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 раздела 1 в части: подпунктов 9.2.8, 9.3.6 пункта 9; подпунктов 10.4, 10.6 пункта 10 раздела 2 Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 370.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 370 утверждено Положение о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" 17 января 2007 года N 2.
И.о. прокурора Республики Хакасия обратился в Верховный суд Республики Хакасия с заявлением о признании противоречащими федеральному и республиканскому законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункта 1 раздела 1 в части; подпунктов 9.2.8, 9.3.6 пункта 9; подпунктов 10.4, 10.6 пункта 10 раздела 2 данного Положения.
В обоснование заявления указал на то, что оспариваемые правовые нормы Положения определяют Государственный комитет по лесу Республики Хакасия как орган исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющий функциональное регулирование в области использования лесов, оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, наделенный функциями по контролю и надзору. Между тем, совмещение функций государственного контроля и надзора, функций использования (управления) государственным имуществом, функций предоставления государственных услуг противоречит требованиям действующего федерального и республиканского законодательства, а именно статьям 22, 26 Федерального закона N 184-ФЗ, статье 5 и подпунктам 2, 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия N 1-ЗРХ.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2008 года заявление удовлетворено. Признаны противоречащими Закону Республики Хакасия "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела 1 в части, предусматривающей, что Государственный комитет по лесу Республики Хакасия является органом исполнительной власти, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства; подпункты 9.2.8, 9.3.6 пункта 9; подпункты 10.4, 10.6 пункта 10 раздела 2 Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 370.
В кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.
В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 данного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
В преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394.
Законом Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" наряду с перечнем организационно-правовых форм органов исполнительной власти Республики Хакасия (правительство, постоянное представительство, министерства, государственные комитеты, комитеты при правительстве, управления, государственные инспекции), установлен один из основных принципов их формирования, заключающийся в организационном разделении функций управления и функционального регулирования в установленной сфере деятельности, функций по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг и функций по контролю и надзору.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ Государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику и осуществляющий, в том числе и на коллегиальной основе, межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в установленной сфере деятельности.
Управление Республики Хакасия, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 указанного Закона Республики Хакасия, является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия N 1-ЗРХ исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим в установленной сфере (сферах) деятельности функции по контролю и надзору, является Государственная инспекция Республики Хакасия.
Таким образом, Закон Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" содержит полный и исчерпывающий перечень организационно-правовых форм органов исполнительной власти Республики Хакасия и определения каждой из данных форм. Определения "управления", "инспекции", "государственного комитета" не допускают возможности толкования, позволяющего наделять государственный комитет Республики Хакасия или управление Республики Хакасия функциями по контролю и надзору в какой либо сфере деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику и осуществляющий, в том числе и на коллегиальной основе, межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в установленной сфере деятельности.
Из содержания подпунктов 9.2.5, 9.2.6, 9.2.13, 9.4.2, 9.4.3 пункта 9 раздела 2 Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия следует, что Госкомлес Хакасии осуществляет функциональное регулирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, что соответствует требованиям Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ.
Между тем, пунктом 1 раздела 1 оспариваемого Положения установлено, что Государственный комитет по лесу Республики Хакасия (далее - Госкомлес Хакасии) является органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим, в том числе и на коллегиальной основе, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также оказания государственных услуг в сфере лесного хозяйства, что противоречит пункту 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ, в силу которого исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг, является Управление Республики Хакасия.
Согласно подпунктам 9.2.8 и 9.3.6 пункта 9 раздела 2 Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия Госкомлес Хакасии осуществляет на территории республики государственный лесной контроль и надзор, государственный лесной контроль и надзор в подведомственных лесах.
В соответствии с подпунктами 10.4 и 10.6 пункта 10 раздела 2 Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия Госкомлес Хакасии в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: давать указания (предписания) физическим и юридическим лицам, ведущим работы в лесу, по устранению нарушений лесного законодательства Российской Федерации, правил и норм лесопользования, а также последствий этих нарушений; в пределах своей компетенции и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, рассматривать дела об административных правонарушениях в области использования, охраны, воспроизводства лесов, направлять материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органы внутренних дел, прокуратуру, суды, предъявлять в судебные органы иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду, лесам, не входящим в лесной фонд, древесно-кустарниковой растительности, и о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации и иным вопросам.
Вышеприведенные правовые нормы оспариваемого Положения свидетельствуют о том, что, как верно указал в решении суд, Госкомлес Хакасии осуществляет функции надзора и контроля, что противоречит пункту 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ, в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим в установленной сфере (сферах) деятельности функции по контролю и надзору, является Государственная инспекция Республики Хакасия.
Вывод суда о том, что оспариваемые правовые нормы Положения о Государственном комитете по лесу Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 370, противоречат Закону Республики Хакасия от 15 февраля 2007 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", имеющему большую юридическую силу, является правильным.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2008 г. N 55-Г08-3
Текст определения официально опубликован не был