Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 9504/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Березия А.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С, Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявления правительства Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2007 по делу N А72-7891/06-4/432 Арбитражного суда Ульяновской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителей - правительства Ульяновской области - Долгова Е.Б.; Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - Савельева Л.В.;
от открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" - Береснев Е.А., Леонтьева С.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Ульяновской области (далее - глава администрации) от 08.01.2004 N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" в части утверждения в приложении N 24 к нему результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:03 0101 в отношении земельного участка общества под кадастровым номером 71:24:03:0101:0098, расположенного по адресу: город Ульяновск, Московское шоссе, 8.
Определением суда первой инстанции от 27.10.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2006 в удовлетворении требования обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 01.06.2007 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, требование общества удовлетворил.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанного постановления суда кассационной инстанции правительство Ульяновской области и Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзыве на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с указанными положениями главой администрации постановлением от 08.01.2004 N 1 были утверждены результаты оценки земель поселений Ульяновской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в изданиях "Ульяновская правда" и "Деловой Вестник" в 2004 году.
Оспариваемое заявителем приложение N 24 к названному постановлению, являющееся его составной частью, содержит кадастровую оценку земель по видам функционального использования, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Между тем суды, рассматривая настоящее дело, не решали вопроса о правовой природе оспариваемого постановления главы администрации и фактически исходили из того, что оно является ненормативным правовым актом, поскольку рассмотрели дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Ошибочное определение природы оспариваемого акта повлекло за собой не только неправильное применение порядка рассмотрения, но и нарушение правил подведомственности.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 28-ФЗ не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, судами первой, апелляционной и кассационной инстанций допущено нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм процессуального права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием к их отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 303, пунктом 4 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2006 по делу N А72-7891/06-4/432, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2007 по тому же делу отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум ВАС РФ указал судам на неверное определение правовой природы оспариваемого акта (постановления органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов оценки земель поселений) и, как следствие, неправильное определение подведомственности спора.
Как пояснил Президиум, суды фактически исходили из того, что оспариваемый акт является ненормативным правовым актом и рассмотрели дело по правилам главы 24 АПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов.
Между тем в силу положений ЗК РФ, постановлений Правительства РФ, регламентирующих процедуру проведения государственной кадастровой оценки земель, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты. Следовательно, оспариваемый акт является нормативно-правовым актом органа власти.
Кроме того, ЗК РФ и ФЗ "О государственном земельном кадастре" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель. В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов РФ к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 9504/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 6