Постановление Президиума Московского городского суда от 28 февраля 2008 г. N 44г-88
Президиум Московского городского суда в составе:
председателя Президиума Егоровой О.А.,
и членов Президиума Паршина А.И., Васильевой Н.А., Тарасова В.Ф., Курциньш С.Э.
рассмотрел в заседании по докладу судьи Курциньш С.Э. истребованное по надзорной жалобе Б., Б. гражданское дело по иску Б., Б. к А., действующей в интересах несовершеннолетнего Б., о признании неприобретшим права пользования жилым помещением, установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчице, действующей в интересах несовершеннолетнего Б. о признании последнего неприобретшим права пользования жилым помещением в квартире, расположенной по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, дом 1015, кв. 405.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что сам несовершеннолетний в квартире никогда постоянно не проживал, в связи с чем, не приобрел право пользования жилым помещением.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2006 года постановлено:
Б., Б. в иске к А., действующей в интересах несовершеннолетнего Б. о признании неприобретшим право пользования жилым помещением - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 декабря 2006 года решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2006 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Б., Б. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Б., Б. просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Определением судьи Московского городского суда от 21 мая 2007 года гражданское дело истребовано в Московский городской суд и определением от 13 августа 2007 года отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Председателем Московского городского суда 28.01.2008 года указанное дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Московского городского суда.
Обсудив доводы надзорной жалобы, проверив материалы дела, выслушав Б., Б., законного представителя несовершеннолетнего Б. А., Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в надзорной жалобе, обоснованными, а судебные постановления, состоявшиеся по данному делу подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела судом установлено, что в муниципальной квартире 405, дома 1015 г. Зеленограда в г. Москве проживают Б. и Б., нанимателем спорной квартиры является Б. (л.д. 8, 10, 11). Данная квартира была предоставлена Б. на семью из 4-х человек (она, муж Б., сын Б., сын Б.) в соответствии с ордером от 26.12.1980 г. (л.д. 8).
В указанной квартире проживал сын истцов - Б. отец Б., 19# года рождения (л.д. 45). Несовершеннолетний Б. был зарегистрирован по месту жительства отца по рождению в 1996 году. 14 января 2006 года Б. умер (л.д. 7).
Истцы просили признать внука неприобретшим права пользования квартирой 405 расположенной по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, дом 1015, ссылаясь на то, что он в квартире никогда не проживал.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что несовершеннолетний Б. является сыном умершего Б., обладавшего правом пользования спорным жилым помещением, в связи с чем, вселение сына не требовало согласие Б. Несовершеннолетний Б. в соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР, ст. 20 ГК РФ приобрел право на данное жилое помещение.
В надзорной жалобе заявители указывают, что наличие регистрации Б. в квартире, не свидетельствует о наличии либо отсутствии права пользования спорным жилым помещением. Суд неправомерно отказал в иске, ссылаясь лишь на наличие регистрации Б. в квартире и редкого посещения отца, при том, что в квартиру он не вселялся и не проживал в ней.
При рассмотрении настоящего спора суд установил, что несовершеннолетний Б. бывал в квартире у своего отца Б., пользовался жилой площадью, однако постоянно в ней не жил.
Этот вывод суда основан на доказательствах, исследованных при рассмотрении дела. Выводы суда не опровергаются и пояснениями представителя Б. А., которая в судебном заседании 29.09.2006 г. поясняла, что ребенок проживал по ее месту жительства, воспитывать ребенка помогала ее мама, после возвращения отца ребенка из мест лишения свободы он проживал с ней, а после того как вернулся к своим родителям ребенок к отцу приезжал 1 раз в месяц, вещи для переодевания ребенок приносил с собой и возвращал обратно (л.д. 68 об. - 69).
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
Согласно ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Из положений ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР следует, что для возникновения у лица права на жилую площадь, нанимателем которого является другое лицо, недостаточно лишь факта временного пользования этим жилым помещением при наличии регистрации по месту жительства. Необходимо наличие других указанных в ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР условий: являться членом семьи нанимателя или быть признанным таковым, если при вселении не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 53 ЖК РСФСР внуки не являются членами семьи нанимателя, но могут быть признаны таковыми, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Таким образом, как нормами Жилищного кодекса РСФСР, так и нормами введенного в действие с 01.03.2005 г. Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 28 февраля 2008 г. N 44г-88
Текст постановления официально опубликован не был