Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 58-Г08-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2008 года о признании недействующим Закона Хабаровского края от 30 ноября 2005 г. N 328 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Хабаровского края от 30 ноября 2005 г. N 328 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях", сославшись на его противоречие статьям 1.3, 22.1, 22.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по смыслу которых, переданные полномочия должны исполняться субъектом Российской Федерации, а не органами местного самоуправления. Законодательная Дума Хабаровского края с заявлением прокурора Хабаровского края не согласилась.
Решением Хабаровского краевого суда 26 февраля 2008 года заявление прокурора Хабаровского края удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права, вынести новое решение, которым отказать прокурору Хабаровского края в удовлетворении заявления. Суть доводов сводится к неправильному истолкованию норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Из оспариваемого прокурором регулирования следует, что законодатель Хабаровского края фактически уполномочивает органы местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Хабаровского края об административной ответственности; кроме того, наделяет их правом по созданию административных комиссий в соответствии с положением об административной комиссии, утверждаемым актом главы муниципального образования, и таким образом, создаваемых в соответствии с актом муниципального образования.
Между тем, по смыслу части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ее взаимосвязи со статьей 22.1 субъектом Российской Федерации может быть уполномочено составлять протокол об административных правонарушениях только должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо должностное лицо учреждения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; а административные комиссии, иные коллегиальные органы могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а не в соответствии с актами местного самоуправления, как это вытекает из текста части 2 статьи 10 регионального закона.
При такой ситуации вывод суда первой инстанции о том, что Закон Хабаровского края от 30 ноября 2005 N 328 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства об административных правонарушениях", принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на правильном толковании норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что делегирование органам местного самоуправления полномочий по созданию административных комиссий не запрещено подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может изменить правовую судьбу постановленного решения.
Из системного анализа в целом статьи 26.3 данного Федерального закона следует, что перечень полномочий по вопросам совместного ведения, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, которые субъект Российской Федерации может передавать органам местного самоуправления, является исчерпывающим и в этот перечень вопрос создания и формирования административных комиссий не входит. Поэтому субъект по своему усмотрению не вправе расширять круг полномочий органов местного самоуправления, предоставив им право самостоятельно решать вопросы связанные с организацией и содержанием административной комиссии, являющейся субъектом административной юрисдикции.
Ссылка кассационной жалобы на то, что решение Хабаровского краевого суда обязывает законодательный орган Хабаровской области опубликовать решение, а не сообщение о решении, не свидетельствует о нарушении норм процессуального Закона. Согласно части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации опубликовано может быть как решение суда, так и сообщение о таком решении после вступления его в законную силу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия определила:
решение Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N 58-Г08-6
Текст определения официально опубликован не был