Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 33-Г08-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим абзаца 2 части 2 ст. 4 областного закона 13-03 от 1 марта 2005 г. "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области", по кассационной жалобе Законодательного собрания Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 22 января 2008 г., которым заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 февраля 2005 г. принят Законодательным собранием, 1 марта 2005 г. подписан Губернатором Ленинградской области, 3 марта 2005 г. опубликован в газете "Вести" областной закон N 13-03 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области".
Статьей 2 областного закона определено, что право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим областным законом имеют следующие специалисты, проживающие и работающие в сельской местности:
а) специалисты государственного ветеринарного надзора;
б) медицинские и фармацевтические работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов;
в) социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов;
г) педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов;
д) работники культурно-просветительских учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов.
Согласно п. 2 данной статьи установлено, что право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим областным законом сохраняется за специалистами, вышедшими на пенсию, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.
В соответствии с абзацем 2 части 2 ст. 4 областного Закона специалистам, указанным в пункте "г" части 1 статьи 2 настоящего областного закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение, в том числе нетрудоспособным членам семей специалистов, совместно с ними проживающим и находящимся на их иждивении;
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением об оспаривании абзаца 2 части 2 ст. 4 областного Закона отдельных положений областного закона, ссылаясь на несоответствие оспариваемой нормы абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащей применению во взаимосвязи со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку они ограничивают право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ними членов семьи
Указанным решением заявление заместителя прокурора удовлетворено: признан недействующим абзац 2 части 2 статьи 4 областного закона N 13-03 от 1 марта 2005 г. "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области", в том числе, нетрудоспособным членам семей специалистов, совместно с ними проживающим и находящимся на их иждивении с 13 октября 2006 г.
В кассационной жалобе Законодательное собрание Ленинградской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность. Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда по существу правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ст. 72 общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и 4, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Проанализировав указанные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования предоставление льготы в натуральной форме. При этом, ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических в том числе и количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, исходя из положений оспариваемой части областного Закона, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Следовательно, как правильно указал суд, оспариваемая норма Закона в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления, не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Законодательного собрания Ленинградской области по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 22 января 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Ленинградской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 33-Г08-4
Текст определения официально опубликован не был