Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданина С.С. Черного вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Главой муниципального образования "Красноармейский район" Краснодарского края было принято решение о выплате гражданину С.С. Черному, как наследнику реабилитированных граждан С.И. Черного (умершего) и И.Ф. Черного (расстрелянного), денежных компенсаций за конфискованное имущество в размере 10 000 рублей каждая (постановления от 25 апреля 2005 года и от 14 июля 2005 года). При этом орган местного самоуправления руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", принятым во исполнение Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.С. Черный просит признать противоречащими статьям 19, 52 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации положения статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ), согласно которым при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома; в таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос о проверке конституционности положений статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ) уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 15 мая 2007 года N 383-О-П, от 17 июля 2007 года N 574-О-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (действующий в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), целью которого, как следует из его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, представляет собой, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшей категории граждан; принимая на себя публично-правовое обязательство обеспечить жертвам политических репрессий посильную компенсацию материального ущерба, федеральный законодатель исходил из социально-экономического положения государства на момент вступления этого Закона в силу.
Сославшись на то обстоятельство, что размер названных денежных компенсаций не пересматривался с 1 января 2001 года, Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод, что Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий должны - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов - определить, какой размер возмещения материального ущерба лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", может считаться посильной в настоящее время компенсацией материального ущерба, с тем чтобы возмещение им вреда осуществлялось в наиболее полном объеме и чтобы достижение провозглашенной названным Законом цели не ставилось под сомнение.
Что касается довода заявителя о нарушении его конституционных прав установлением повышенных компенсационных выплат (в размере до 350 000 рублей) за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черного Станислава Степановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного |
В.Д. Зорькин |
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 263-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черного Станислава Степановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 14