Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 2008 г. N ГКПИ07-1669
Решение суда вступило в законную силу 14 апреля 2008 г.
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щ. об оспаривании пункта 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).
Пункт 8 Положения содержит перечень документов, которые иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
В пункте 9 Положения перечислены документы, предоставляемые иностранными гражданами, имеющими право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, помимо документов, указанных в пункте 8 Положения.
Пунктом 11 Положения установлено, что указанные в пункте 9 данного Положения лица также представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для проживания жилое помещение.
Щ.Е.А., являющаяся гражданкой иностранного государства и состоящая в браке с гражданином Российской Федерации Щ.В.В., имеющим место жительства в Российской Федерации, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 11 Положения недействующим в части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, обязанность представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документа, подтверждающего наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.
В заявлении указано, что пункт 11 Положения в оспариваемой части не соответствует Федеральным законам "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и нарушает право Щ.Е.А. на получение разрешения на временное проживание.
В судебном заседании представитель заявительницы Щ.В.В. поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении.
Представитель Правительства Российской Федерации М. пояснила, что требование Щ.Е.А. является необоснованным, указав на то, что оспариваемая норма в настоящее время права заявительницы не нарушает, разрешение на временное проживание ей оформляется, угроза же нарушения ее прав в будущем маловероятна, поскольку в ближайшее время планируется к принятию постановление Правительства Российской Федерации о признании пункта 11 Положения утратившим силу.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., просившего отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит, что заявление Щ.Е.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 6 Закона иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.
Согласно пункту 4 названной статьи территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание приведен в статье 7 Закона и носит исчерпывающий характер. Следовательно, иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, может быть отказано в выдаче такого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных данной нормой Закона.
Между тем указанная статья Закона не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание как непредставление иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.
Более того, в силу подпункта 9 статьи 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что до истечения трех лет со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию отсутствие у него жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не является основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание.
Возложение же на иностранного гражданина обязанности по представлению документов, перечисленных в пункте 11 Положения, фактически приводит к расширению установленного законом перечня оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание, чего Правительство Российской Федерации в рамках делегированных ему федеральным законодателем полномочий делать не вправе.
Пунктом 8 статьи 6 Закона Правительство Российской Федерации уполномочено на утверждение порядка выдачи разрешения на временное проживание и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, а не на установление оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, не может устанавливаться Правительством Российской Федерации произвольно, а должен определяться необходимостью подтверждения юридически значимых обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 6 Закона. В противном случае право иностранного гражданина на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, не будет реализовано.
Указанные выводы суда подтверждаются и вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. N ГКПИ06-856, которым пункт 11 оспариваемого Положения был признан недействующим в соответствующей части.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Щ.Е.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, в части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, обязанность представлять в территориальный орган Федеральной миграционной службы одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документа, подтверждающего наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Щ.Е.А. возврат государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ признал недействующим в отдельной части Положение о выдаче иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.
Данное Положение является недействующим в части, возлагающей на иностранца (состоящего в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ), обязанность представлять в орган ФМС России вместе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документа, подтверждающего наличие у иностранца жилого помещения либо согласие другого лица предоставить ему жилье для проживания.
Как пояснила Коллегия, в силу Закона о правовом положении иностранных граждан иностранцу, состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ, разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной квоты. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения установлен Законом и носит исчерпывающий характер. Следовательно, иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения без учета квоты, может быть отказано в выдаче такого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных Законом.
Более того, из анализа норм Закона следует, что до истечения трех лет со дня въезда в РФ отсутствие у иностранца жилья не является основанием отказа в выдаче ему разрешения. Возложение же на иностранного гражданина обязанности по представлению документов, перечисленных в оспариваемой норме Положения, фактически приводит к расширению установленного Законом перечня оснований отказа в выдаче разрешения. Между тем Правительство РФ в рамках делегированных ему законодателем полномочий делать этого не вправе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 2008 г. N ГКПИ07-1669
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2009 г., N 10 (в извлечении)
Решение суда вступило в законную силу 14 апреля 2008 г.