Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 4-Г08-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам Правительства Москвы и Московской областной Думы на решение Московского областного суда от 12 февраля 2008 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Правительства Москвы Д. и З., представителей Московской областной Думы Р. и М., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей Губернатора Московской области В., С., представителей Администрации Подольского муниципального района Московской области М. и Б., считавших, что решение подлежит отмене в части удовлетворенных требований, заключение прокурора Прокуратуры РФ С., полагавшей отменить решение в части, Судебная коллегия установила:
прокурор Московской области обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим с даты принятия Закона Московской области от 28 февраля 2005 г. N 65/2005-03 (с последующими изменениями) "О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Прокурор полагал, что противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, следующие положения оспариваемого закона:
- п. 2 ст. 1, которым утверждена граница Подольского муниципального района в виде картографического описания (приложение к закону);
- п. 1 ст. 11, которым утверждены границы сельского поселения Стрелковское с административным центром в поселке Быково Стрелковского сельского округа в виде картографического описания (приложение к закону);
- план границ Подольского муниципального района (приложение к закону);
- абзац 1 приложения, которым установлена площадь территории Подольского муниципального района;
- абзац 12 приложения в части слов - далее 550 метров на северо-запад (далее по тексту);
- абзац 89 приложения, которым установлена площадь сельского поселения Стрелковское;
- абзац 94 приложения в части слов "от точки 661 граница проходит общим направлением на северо-восток, северо-запад, юго-восток по северо-восточной границе Подольского муниципального района до узловой точки 35".
В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемым законом без достаточных оснований включена в границы Подольского муниципального района часть территории, которая Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 мая 1988 г. передана в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов.
Указанным решением Московского областного суда заявление прокурора удовлетворено частично: признаны недействующими со дня принятия положения закона в части абзацев 12 и 94 приложения, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Правительства Москвы ставится вопрос об отмене решения в той части, в которой отказано в удовлетворении заявления прокурора, Московской областной Думы - в части, в которой удовлетворены требования прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 11 предусматривает требования, которые должны приниматься во внимание при установлении границ муниципальных образований, статья 8 этого же закона предписывает учитывать конкретные особенности при утверждении границ муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 мая 1988 г. в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов были переданы некоторые населенные пункты Подольского района Московской области с территорией общей площадью 390 га. Принятию этого акта предшествовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 апреля 1987 г. и совместное решение исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 6 апреля 1988 г.
Указанная территория Подольского района Московской области была передана с соблюдением действовавшего в то время порядка, установленного Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. и постановлением Совета Министров РСФСР от 20 января 1983 г. "О порядке передачи территорий в связи с образованием новой административно-территориальной единицы или передачей из одной административно-территориальной единицы в другую".
Фактическая передача населенных пунктов и территорий, указанных в Указе ПВС РСФСР от 10 мая 1988 г. подтверждена доказательствами, имеющимися в материалах дела, в частности, совместным решением исполкомов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 14 декабря 1988 г. "Об утверждении акта о передаче территорий некоторых населенных пунктов Подольского района Московской области в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов", распоряжением исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 1 сентября 1987 г. об отводе земельного участка для строительства в Подольском районе, решением исполкома Подольского районного Совета народных депутатов Московской области об утверждении актов оценки убытков и потерь сельскохозяйственного производства в связи с изъятием земель под строительство.
Согласно справки исполкома Московского городского Совета народных депутатов о ходе выполнения Указа ПВС РСФСР от 10 мая 1988 г. территория, переданная в административное подчинение Московскому городскому Совету, административно подчинена Советскому районному Совету народных депутатов г. Москвы.
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Чертановский избирательный округ г. Москвы входила также часть территории населенных пунктов переданных в административное подчинение г. Москве Указом ПВС РСФСР от 10 мая 1988 г. (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 146-ФЗ и постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 4 сентября 1999 г., которыми были утверждены схемы одномандатных избирательных округов).
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Московская областная Дума, принявшая Закон "О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", не оспаривает факта передачи на основании Указа ПВС РСФСР от 10 мая 1988 г. некоторых населенных пунктов Подольского района в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов.
В тоже время полагает, что данным Указом передавались только населенные пункты, а не земля с находящимися на ней населенными пунктами, спорная территория продолжала оставаться территорией Подольского района Московской области.
Между тем, доказательства в подтверждение указанных доводов суду представлены не были.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, позволяют сделать вывод о том, что фактически в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов в соответствии с установленным порядком были переданы территории некоторых населенных пунктов, эти территории были административно подчинены Советскому районному Совету народных депутатов г.Москвы, произведено соответствующее изъятие земель.
При таких обстоятельствах являются обоснованными требования прокурора о том, что отнесение оспариваемой территории к территории Подольского муниципального района произведено без учета требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и противоречит указанным выше нормам этого закона.
Удовлетворяя частично заявление прокурора, суд фактически согласился с тем, что границы Подольского муниципального района и образованных в его составе муниципальных образований установлены с нарушением требований федерального законодательства и признал недействующими абзацы 12 и 94 картографического описания, которыми установлены границы и по той территории, которая была передана в административное подчинение Московскому городскому Совету народных депутатов.
В тоже время суд без достаточных оснований отказал в удовлетворении заявления прокурора в остальной части, поскольку признанные судом недействующими нормы и нормы, в признании которых таковыми судом отказано, взаимосвязаны.
Таким образом, решение в той части, в которой судом отказано в удовлетворении заявления прокурора, подлежит отмене с принятием нового решения и признании недействующими п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 11 закона, которыми утверждены границы Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское с административным центром в поселке Быково Стрелковского сельского округа в виде картографического описания, план границ Подольского муниципального района (приложение к закону), абзацы 1 и 89 приложения к закону, которыми установлены площади территорий Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд признал недействующими абзацы 12 и 94 приложения со дня принятия закона. Однако в решении не указал мотивы, по которым пришел к такому выводу.
Поскольку оспариваемый закон применялся до вынесения решения суда, поэтому Судебная коллегия полагает, что оспариваемые положения закона должны быть признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 12 февраля 2008 г. в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Московской области отменить.
Принять новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора и признать недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 11, план границ Подольского муниципального района (являющийся частью приложения), абзацы 1 и 89 приложения, устанавливающие площади территорий Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Закона Московской области от 28 февраля 2005 г. N 65/2005-03 с последующими изменениями "О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 4-Г08-23
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)