Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 92-Г08-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Н., первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Республики Тыва N 30/173-5 от 23.01.2008 года "Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город Кызыл от 18.01.2008 г. N 09" по кассационной жалобе избирательной комиссии Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 22 февраля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению по существу без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением избирательной комиссии Республики Тыва N 30/173-5 от 23 января 2008 года отменено решение избирательной комиссии муниципального образования город Кызыл от 18 января 2008 г. N 09 о назначении досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей.
Н. обратилась в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании названного постановления незаконным, в обоснование своих требований указала, что постановление принято с нарушением норм федерального законодательства, поскольку законных оснований для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования город Кызыл от 18 января 2008 г. N 09 "О назначении досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей" не имелось. Оспариваемым постановлений избирательной комиссии нарушено её право избирать и быть избранной депутатом Кызылского городского Хурала представителей.
С аналогичными требованиями в Верховный суд Республики Тыва обратился заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что досрочные выборы депутатов Кызылского городского Хурала представителей назначены уполномоченным на то органом - избирательной комиссией муниципального образования город Кызыл, в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия Республики Тыва не является вышестоящей для избирательной комиссии муниципального образования город Кызыл.
Определением судьи Верховного суда Республики Тыва от 18 февраля 2008 года указанные заявления объединены в одно производство.
В судебном заседании избирательная комиссии муниципального образования г. Кызыл, прокурор Республики Тыва, представители Н.. заявленные суду требования поддержали.
Представитель избирательной комиссии Республики Тыва в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 22 февраля 2008 года заявленные суду требования удовлетворены. Постановление избирательной комиссии Республики Тыва N 30/173-5 от 23 января 2008 года "Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город Кызыл от 18 января 2008 года N 09" признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе избирательная комиссия Республики Тыва просит указанное решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно пункту 17 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
Пунктом 2 части 16 статьи 35 названного Закона предусмотрено, что полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения верховного суда республики о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Как усматривается из материалов дела, решением Верховного суда Республики Тыва от 12.10.2007 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 12.12.2007 года, действующий состав депутатов Кызылского городского Хурала представителей второго созыва городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" признан неправомочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.
Статьей 16 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются Кызылским городским хуралом представителей. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования городского округа "Город Кызыл" или судом. Решение о назначении выборов в Кызылский городской хурал представителей должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Избирательная комиссия муниципального образования г. Кызыл 18 января 2008 года приняла решение N 09 о назначении на 16 марта 2008 года досрочных выборов депутатов Кызылского городского хурала представителей третьего созыва по 30 избирательным округам, при этом постановила сократить сроки избирательных действий на одну треть.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением избирательной комиссии Республики Тыва N 30/173-5 от 23.01.2008 года решение избирательной комиссии муниципального образования г. Кызыл отменено по тому основанию, что избирательная комиссия муниципального образования не назначила выборы в установленный пунктом 8 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Поскольку действующий состав Кызылского городского Хурала представителей признан неправомочным решением Верховного суда Республики от 12.10.2007 года, вступившим в силу 12.12.2007 года, шестимесячный срок исчисляется с 12 декабря 2007 года и истекает 12 июня 2008 года.
Согласно пункту 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки принятия решения о назначении выборов, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
При сокращении срока принятия решения о назначении выборов на одну треть решение о назначении досрочных выборов депутатов Кызылского городского хурала представителей должно быть принято не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 53 дня до дня голосования.
Согласно пункту 6 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта.
День 16 марта 2008 года, на который назначены выборы избирательной комиссией муниципального образования г. Кызыл, является воскресеньем. Выборы не могли быть назначены на второе воскресенье марта (9 марта 2008 года), т.к. этот день является днем, следующим за нерабочим праздничным днем (8 марта), а при назначении выборов на первое воскресенье марта (2 марта 2008 года) избирательной комиссией муниципального образования г. Кызыл были бы нарушены сроки принятия решения о назначении выборов, установленные пунктом 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ, т.к. решение о назначении выборов принималось ею 18 января 2008 года.
При таком положении суда правильно пришел к выводу о том, что избирательная комиссия муниципального образования г. Кызыл приняла решение о назначении выборов в сроки, установленные пунктами 7 и 8 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ, - за 58 дней до дня голосования.
С учетом изложенного оснований для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования г. Кызыл в связи с неправильным определением срока назначения выборов у избирательной комиссии Республики Тыва не имелось.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к объяснениям, данным суду 1 инстанции, которым дана соответствующая оценка, они не опровергают выводов суда и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 22 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационного жалобу председателя избирательной комиссии Республики Тыва О. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 92-Г08-3
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)