Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Ковалева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Согласно пункту 6 части 6 статьи 36 и пункту 5 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Ковалев утверждает, что названные законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3), поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность досрочно прекращать полномочия депутата и главы муниципального образования после вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда, не содержащего указание на применение к виновному наказания в виде лишения права занимать должность главы муниципального образования или осуществлять депутатскую деятельность.
Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, приговором мирового судьи судебного участка N 26 Жуковского района Калужской области от 28 февраля 2007 года А.В. Ковалеву, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 130 УК Российской Федерации, было назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей. В связи с вступлением приговора в законную силу по представлению прокурора городская дума муниципального образования "Город Белоусово" решением от 24 августа 2007 года досрочно прекратила полномочия А.В. Ковалева как депутата и главы муниципального образования. В удовлетворении заявления А.В. Ковалева о признании указанного решения незаконным было отказано решением Жуковского районного суда Калужской области от 14 сентября 2007 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70-72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44).
Решение уполномоченного органа (по общему правилу - представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. В то же время досрочное прекращение полномочий депутата или иного выборного должностного лица по рассматриваемому основанию не затрагивает его конституционный статус как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.
Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что оспариваемыми в жалобе законоположениями были нарушены конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Андрея Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась конституционность положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления, предусматривающего досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
По мнению заявителя, оспариваемая норма является неконституционной, поскольку допускает возможность досрочно прекращать полномочия после вступления силу приговора, не содержащего указание на применение к виновному наказания в виде лишения права занимать соответствующую должность.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ разъяснил следующее.
Решение уполномоченного органа (по общему правилу - представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него. Определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. В то же время досрочное прекращение полномочий депутата или иного выборного должностного лица по рассматриваемому основанию не лишает его возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 285-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 6 статьи 36 и пунктом 5 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 16 (специальный выпуск)