Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, установил:
1. Согласно абзацу четвертому части первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит признать названную норму противоречащей статьям 55 (часть 3) и 119 Конституции Российской Федерации в части, позволяющей считать наличие близких родственников, проживающих за границей и (или) оформляющих документы для выезда на постоянное жительство в другие государства, основанием для отказа судье в допуске к государственной тайне, а претенденту на должность судьи - в соответствующей рекомендации квалификационной коллегии судей. Заявитель утверждает, что установленные ею ограничения не учитывают особенности деятельности и статуса судьи, вытекающие из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, создают препятствия в осуществлении правосудия и нарушают принцип соразмерности ограничений конституционно значимым целям. При этом конституционность абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" применительно к возможности постоянного проживания за границей самого судьи или оформления им документов для выезда на постоянное жительство в другое государство, заявителем под сомнение не ставится.
2. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 29 (часть 4) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и одновременно устанавливает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. При этом в соответствии с ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации "О государственной тайне", положения которого, согласно его статье 1, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Названный Закон определяет в статье 21 порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, предусматривающий в том числе проведение по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации проверочных мероприятий, целью которых служит выявление обстоятельств, могущих служить основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. К таким основаниям статья 22 относит признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Наряду с общим порядком допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне федеральный законодатель установил и особый порядок допуска к государственной тайне в отношении ряда лиц, особенности правового статуса которых вытекают из Конституции Российской Федерации или непосредственно предусматриваются федеральным законом, а именно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно статье 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (введена Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ) указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий; при этом они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка; сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления федеральным законом ответственности указанных лиц за ее разглашение.
Сохранность государственной тайны, которая может стать известной судье в связи с исполнением им своих полномочий, обеспечивается также отнесением дел, связанных с государственной тайной, к подсудности суда уровня не ниже суда субъекта Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 26 ГПК Российской Федерации, часть третья статьи 31 УПК Российской Федерации), рассмотрением дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в закрытом судебном заседании (часть вторая статьи 10 ГПК Российской Федерации, пункт 5 части второй статьи 231 и пункт 1 части второй статьи 241 УПК Российской Федерации, часть 2 статьи 11 АПК Российской Федерации). Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за государственную измену путем выдачи государственной тайны, за разглашение государственной тайны, а также за утрату документов, содержащих государственную тайну (статьи 275, 283 и 284).
3. Исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119-122 Конституции Российской Федерации), предопределенног
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 г. N 295-О-О "По запросу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о проверке конституционности положения абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 16 (специальный выпуск), в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 5