Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 64-Г08-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационное представление участвующего в деле прокурора на решение Сахалинского областного суда от 14 апреля 2008 года, которым прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (в редакции постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па) и приложения к нему и о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па "О внесении изменений в постановление губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 "Об утверждении положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., возражения против кассационного представления представителя Администрации Сахалинской области С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, установила:
постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 утверждено Положение о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Постановлением администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па в указанное постановление внесены изменения, которыми в наименовании и далее по тексту слова "гражданами Сахалинской области, лишившимися жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории области" заменены словами "гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области".
Пунктами 1.5, 1.6, 1.7 названного постановления определены условия выдачи государством жилищных сертификатов.
Так, согласно пункту 1.5 постановления, после признания соответствующих районов пострадавшими от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий органы местного самоуправления этих районов составляют списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в течение одного месяца с момента чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Пунктом 1.6 установлено, что для включения в списки пострадавших граждане должны представить в местные органы самоуправления следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
На основании этих документов органы местного самоуправления составляют списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по форме согласно приложению N 1, в котором в частности предусмотрено, что список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, подписывает глава администрации района.
Пунктом 1.7 определено, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области после получения списков от органов местного самоуправления в течение одной недели готовит проект постановления губернатора области об утверждении списков по форме согласно приложению N 2 и о принятии решения о выдаче именных государственных жилищных сертификатов.
При этом, в пункте 2.0 постановления указано, что основанием для выдачи именного жилищного сертификата являются утвержденные постановлением губернатора области списки граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации).
Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" названного Положения, указывая, что иное правовое регулирование по указанному вопросу установлено Российской Федерацией, в соответствии с которым составление вышеуказанных списков граждан является обязанностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а функция органов местного самоуправления ограничивается лишь выдачей справки в подтверждение факта утраты жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В дальнейшем прокурор Сахалинской области обратился с заявлением о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па "О внесении изменений в постановление губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 "Об утверждении Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, сославшись на то, губернатор и администрация Сахалинской области обладают различной компетенцией, каждый из них принимает свои правовые акты и не вправе изменять или отменять акты другого.
Определением Сахалинского областного суда от 11 апреля 2008 года указанные требования объединены в одно производство для совместного рассмотрения, а решением того же суда от 14 апреля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда находит решение суда подлежащим частичной отмене.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующими (в части) пунктов 1.5, 1.6, 1.7 Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (с последующими изменениями), суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит имеющему большую юридическую силу федеральному законодательству.
С данным решением нельзя согласиться, поскольку оно постановлено судом с нарушением норм материального права.
В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.
Так, постановлением от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 данного постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
В этой связи пунктом 6 постановления предписано Министерству финансов Российской Федерации предусматривать начиная с 1996 года при формировании федерального бюджета средства на погашение жилищных государственных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
10 июля 1995 года во исполнение указанного постановления Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым:
- в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2);
- для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3);
- Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4).
9 октября 1995 года Правительством Российской Федерации принято постановление "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", которым на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по представлению данных о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе (пункт 5), принятию решений о поименной выдаче сертификатов и направлении запроса в Министерство финансов РФ о требующемся количестве сертификатов (пункт 9, приему и ведению работы с гражданами по предоставлению им муниципального жилья на основании государственных жилищных сертификатов либо приобретению для них жилья на вторичном рынке (пункт 12) и другие обязанности.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодателем таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь одна обязанность - выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджете Российской Федерации и субъектах Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.
Суд в решении привел ссылки на вышеуказанное федеральное законодательство, однако по существу его не применил.
Отказывая в признании оспариваемого акта (в части) недействующим, суд не дал правовой оценки тому, что губернатор Сахалинской области не вправе был осуществлять собственное правовое регулирование по указанному вопросу, в противоречие с федеральным законодательством.
Суд посчитал, что постановлением губернатора от 4 ноября 1995 года N 353 определены механизм получения органом исполнительной власти информации о гражданах, лишившимся жилья в результате чр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 64-Г08-9
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)