Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-Г08-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 14 апреля 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующими статей 3, 11, 12 Закона Нижегородской области от 9 декабря 2002 года N 76-3 "Об административных комиссиях".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей, что решение суда надлежит оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
прокурор Нижегородской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что полномочия по формированию административных комиссий в силу положений Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не входят в число полномочий, которые могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления.
Указывал также на то, что при передаче субъектом Российской Федерации государственных полномочий по материально-техническому обеспечению работы административных комиссий органам местного самоуправления одновременно должны передаваться материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, чего в оспариваемом законе не предусмотрено.
Решением Нижегородского областного суда от 14 апреля 2008 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Нижегородской области просит решение суда отменить в части признания недействующей статьи 3 Закона Нижегородской области от 9 декабря 2002 года N 76-3 "Об административных комиссиях", ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 этой же статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением, в частности, подпункта 39 настоящей статьи (установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления) с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 26.3 указанный перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи.
Таким образом, данная норма содержит исчерпывающий перечень полномочий по вопросам совместного ведения, которые субъект Российской Федерации может передавать органам местного самоуправления, и вопросы создания и образования административных комиссий в указанный перечень не входят.
Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Возможности передачи субъектом Российской Федерации полномочий по созданию административных комиссий органам местного самоуправления федеральный закон не предусматривает.
Следовательно, является обоснованным утверждение суда о том, что полномочия по созданию административных комиссий исключены из числа полномочий, которые могут быть переданы субъектом Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления.
Подобная правовая позиция отражена и в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" из которого следует, что субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд правильно признал статью 3 Закона Нижегородской области от 9 декабря 2002 года N 76-3 "Об административных комиссиях", наделяющую органы местного самоуправления полномочиями по образованию административных комиссий, недействующей.
Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Законодательного Собрания Нижегородской области не содержит.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 14 апреля 2008 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Нижегородской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-Г08-11
Текст определения официально опубликован не был