Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2008 г. N 44-О08-46СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 30 июля 2008 года кассационную жалобу осужденного З.И.А. на приговор суда с участием присяжных заседателей Пермского краевого суда от 4 мая 2008 года, которым
З.И.А., 8 января 1983 года рождения, уроженец г. Чусовой Пермской области, судимый:
1) 28 сентября 2007 года Дзержинским районным судом г. Перми по ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ к 1 году лишения свободы;
2) 28 декабря 2007 года мировым судьей судебного участка N 4 Дзержинского района г. Перми по ст. 158 ч. 1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, а с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы,
осужден:
по ст. 105 ч. 2 п. "з" УК РФ с применением ст. 62 УК РФ к 14 годам и 6 месяцам лишения свободы; по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ с применением ст. 62 УК РФ к 10 годам лишения свободы без штрафа; по ст. 166 ч. 4 УК РФ с применением ст. 62 УК РФ к 8 годам лишения свободы.
По совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ З. назначено 16 лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений З. окончательно назначено 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с З. в пользу К.А.С. компенсацию морального вреда в сумме 1 миллион рублей и расходы на погребение в сумме 66000 рублей. Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ "...", объяснение осужденного З., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Г.А.Г. об оставлении приговора суда без изменения, судебная коллегия установила:
вердиктом коллегии присяжных заседателей З. признан виновным в том, что 30 августа 2007 года в дневное время, находясь в автомобиле ВАЗ-21104, в качестве пассажира, чтобы забрать имущество К.А.В. и завладеть автомобилем потерпевшего без цели его присвоения, нанес ножом водителю К.А.В. не менее 17 ударов по голове и другим частям тела, причинив потерпевшему 9 колото-резаных ранений грудной клетки с повреждением левого легкого, сердца; 3 колото-резаных ранения головы (лица); 4 колото-резаных ранения шеи, колото-резаного ранения правой кисти, отчего К. скончался.
После этого З. проверил карманы одежды потерпевшего, забрал деньги, кулон на цепочке из металла серебристого цвета с шеи К., стоимостью 1000 рублей. Затем З. самовольно сел за руль автомобиля ВАЗ-21104, принадлежащего К., и с места преступления скрылся, однако на перекрестке улиц Магистрально и Ласьвинской г. Перми за рулем автомобиля был задержан.
В кассационной жалобе осужденный З. просит отменить приговор суда, считает его несправедливым. Он указывает, что приговор основан на косвенных доказательствах, с использованием слухов и догадок. Следствие проведено с обвинительным уклоном. Он (З.) не отрицает то обстоятельство, что наносил потерпевшему удары ножом, но делал это он не из корыстных побуждений, а чтобы защитить свою жизнь, так как со стороны потерпевшего исходила реальная угроза его жизни. Суд неправильно квалифицировал его действия. Кроме того, старшина присяжных заседателей уже раньше присутствовала в подобном судебном заседании и не может быть объективной. Некоторые присяжные заседатели также не могли быть объективными, так как были потерпевшими. Показания в суде свидетеля Б.Е.С. являются недопустимыми доказательствами, поскольку он является лицом, заинтересованным в исходе дела. Б. дает ложные показания. Показания свидетелей С.И.С. и С.К.С. не могут быть положены в основу обвинительного приговора, так как эти лица являются также лицами, заинтересованными в исходе дела. По мнению осужденного, обстоятельства дела всесторонне и полно не исследованы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что приговор суда с участием присяжных заседателей постановлен в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей о виновности З., основанном на всестороннем и полном исследовании материалов дела.
Не могут быть приняты во внимание доводы осужденного З. в кассационной жалобе о неправильности выводов вердикта коллегии присяжных заседателей о виновности его в совершении преступления, так как по этим основаниям не может быть обжалован и отменен приговор суда с участием присяжных заседателей.
Из материалов дела видно, что З. в установленном законом порядке был ознакомлен с особенностями рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.
Судебное следствие проведено с учетом требований ст. 335 УПК РФ, определяющей его особенности в суде с участием присяжных заседателей. При его окончании ходатайство о дополнении от сторон не поступило.
Оснований для признания недопустимыми доказательствами показаний свидетелей Б.Е.С, С.И.С. и С.К.С., на что имеется ссылка в кассационной жалобе осужденного, у председательствующего не было.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы З. о том, что его действия квалифицированы неправильно, он наносил потерпевшему удары ножом не из корыстных побуждений, а в процессе обороны.
Действия осужденного квалифицированы председательствующим правильно, в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей. Оснований для переквалификации действий З. на другой уголовный закон не имеется.
Из материалов дела и протокола судебного заседания видно, что формирование коллегии присяжных заседателей проведено с соблюдением требований ст.ст. 326-333 УПК РФ. Каких-либо заявлений от сторон не поступило (т. 3 л.д. 177 об.). Старшина присяжных заседателей Г.Т.А. была допущена к участию в рассмотрении уголовного дела в соответствии с ч. 3 ст. 326 УПК РФ (не более одного раза в календарном году). Ранее она принимала участие в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя в период с 22 октября 2007 года по 26 октября 2007 года.
Данных о том, что некоторые присяжные заседатели, являясь потерпевшими по некоторым делам, были необъективны при вынесении вердикта, в материалах дела не имеется.
Наказание З. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельств дела, смягчающих наказание, вердикта коллегии присяжных заседателей и данных о личности.
Оснований для смягчения осужденному меры наказания судебная коллегия не находит.
Не имеется оснований для отмены приговора суда с участием присяжных заседателей в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор суда с участием присяжных заседателей Пермского краевого суда от 4 мая 2008 года в отношении З.И.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ пришла к выводу о том, что при формировании коллегии присяжных заседателей не было допущено нарушений требований УПК РФ. При этом Коллегия отклонила довод стороны защиты о необъективности некоторых присяжных заседателей в силу того, что они были признаны потерпевшими в рамках других уголовных дел. Как указала Коллегия, данных о том, что некоторые присяжные заседатели, являясь потерпевшими по некоторым делам, были необъективны при вынесении вердикта, в материалах дела не имеется. Таким образом, сам по себе факт того, что присяжные заседатели, участвующие в рассмотрении уголовного дела, ранее были признаны потерпевшими в рамках других уголовных дел не является основанием для выводов о их необъективности.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2008 г. N 44-О08-46СП
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)