Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-434
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" о признании недействующим пункта 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1540, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителя Правительства РФ С.В.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1540 утверждены Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
ООО "Научно-производственное предприятие "Резонанс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, сославшись на то, что оспоренная норма противоречит действующему законодательству и налагает на него (заявителя) дополнительные обязанности по получению разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ООО "НЛП "Резонанс" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ тщательно проанализировал содержание и смысл, как самой оспоренной нормы, так и положений федерального закона, и пришел к правильному выводу об отсутствии между ними каких-либо противоречий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540 утверждены Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах (действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49).
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 1, 04.01.1999, "Российской газете" N 11, 21.01.1999.
Правила устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими проектирование, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт указанных устройств или эксплуатацию опасных производственных объектов.
Положения пункта 7 Правил наделяют Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями на выдачу разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3).
Следовательно, из содержания Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что выдача разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства относится к обязательным требованиям промышленной безопасности.
В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности (пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Таким федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности Правительство РФ определило Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, возложив на нее обязанность по выдаче разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что обязанность по выдаче разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства Правительство Российской Федерации возложило на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в нарушение требований действующего Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Вывод суда о том, что выдача разрешения Ростехнадзором не подменяет сертификацию, поскольку технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в остановленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), обоснован.
При этом Ростехнадзор при выдаче разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства осуществляет свои функции в области промышленной безопасности и не подменяет деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, о чем утверждает заявитель.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение, которым отказано в признании недействующим отдельного положения Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах.
Указанные Правила обязательны для всех юрлиц, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт указанных устройств или эксплуатацию опасных производственных объектов. Оспариваемая норма предусматривает, что Ростехнадзор выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства на основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности.
Как указала Коллегия, выдача разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства, исходя из положений ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", относится к обязательным требованиям промышленной безопасности. При этом выдача разрешения Ростехнадзором не подменяет сертификацию. Ростехнадзор при выдаче разрешения осуществляет свои функции в области промышленной безопасности и не подменяет, вопреки мнению заявителя, деятельность Ростехрегулирования.
Соблюдение требований промышленной безопасности в силу ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяется на все организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. В связи с этим довод о том, что оспариваемая норма возлагает дополнительную обязанность, не предусмотренную законом, является несостоятельным.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2008 г. N КАС08-434
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)