Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 3-Г08-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми на решение Верховного суда Республики Коми от 26 марта 2008 года об удовлетворении заявления прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 2 Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участкам и недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ в части слов "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., объяснения представителя Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми - Л., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным Советом Республики Коми принят Закон "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участкам и недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ (с последующими изменениями).
В соответствии со статьей 2 названного Закона Республики Коми пользование участками недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участкам и недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется на основании специального государственного разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании приведенной правовой нормы недействующей в части слов "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми", указывая, что действующее федеральное законодательство не наделяет субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче лицензий на право пользования участками недр.
Решением Верховного суда Республики Коми от 26 марта 2008 года заявление прокурора Республики Коми удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственный Совет Республики Коми и Глава Республики Коми просят об отмене данного решения, как вынесенного с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующей статьи 2 (в части) Закона Республики Коми "О пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участкам и недр местного значения, используемыми для целей строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Коми" от 31 декабря 2004 года N 79-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 77-РЗ, суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания.
Этот вывод суда мотивирован тем, что оспариваемое нормативное положение принято законодательным органом субъекта Российской Федерации с превышением компетенции и противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Данный вывод суда основан на законе и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с последующими изменениями, далее - Закон РФ "О недрах"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Так, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесены:
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения (статья 4);
обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации; порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование вышеуказанными участками (статья 16).
Приведенные правовые нормы корреспондируют положениям подпункта 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять выдачу лицензий на пользование вышеуказанными участками недр, поскольку само по себе установление порядка выдачи лицензии не тождественно понятию выдача лицензии.
Предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения закреплено за органами местного самоуправления статьями 1.1, 5, 10.1, 16 Закона РФ "О недрах" и не противоречит части 2 статей 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), определяющих права органов местного самоуправления.
При таких данных является правильным вывод в решении суда о том, что оспариваемый Закон Республики Коми, а именно его статья 2 в части слов "выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми", принят с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы Государственного Совета и Главы Республики Коми, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем, с ними нельзя согласиться.
Ссылка представителя названных органов на то, что в Закон РФ "О недрах", после вынесения судом обжалуемого решения, внесены изменения, которыми исполнительным органам субъекта Российской Федерации предоставлены полномочия по выдаче лицензии, не имеет правового значения и не является основанием к отмене решения суда. Суд, при принятии решения, исходит из действующего законодательства. Суд кассационной инстанции проверяет правильность решения на момент его вынесения судом.
Руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Коми от 26 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 3-Г08-11
Текст определения официально опубликован не был