Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 46-Г08-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 4 постановления Правительства Самарской области от 29.12.2007 г. N 281 "Об утверждении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" по кассационной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 27 марта 2008 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя губернатора Самарской области по доверенности П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Правительством Самарской области 29.12.2007 года принято постановление N 281 "Об утверждении розничных цен на газ природный, реализуемый населению".
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании п. 4 названного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части указания о распространении действия на отношения, возникшие с 1 января 2008 года, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до вступления их в силу.
Кроме того, нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Таким образом, оспариваемая норма противоречит положениям ст. 8 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 9 Закона Самарской области от 10.05.1995 года N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области".
В судебном заседании прокурор Самарской области поддержал заявленные суду требования.
Правительство Самарской области просило суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Самарского областного суда от 27 марта 2008 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Пункт 4 постановления Правительства Самарской области от 29.12.2007 года N 281 "Об утверждении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" в части слов "и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2008 года" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия.
В кассационной жалобе Правительство Самарской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 8 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 9 Закона Самарской области "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" законы и нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. Кроме того, в силу ст. 11 Закона Самарской области от 07.07.2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается, если акт предусматривает установление ответственности граждан и юридических лиц за деяния, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность, устанавливают какую-либо обязанность, либо иным образом ухудшают положения граждан и юридических лиц.
Оспариваемое в настоящем деле постановление содержит нормы, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина. При этом постановление ухудшает положение граждан, поскольку устанавливает более высокие цены, чем цены, установленные до его принятия.
Таким образом, придание оспариваемому постановлению обратной силы противоречит указанным нормам федерального и областного законодательства.
Между тем, данный вывод суда нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.11.2004 года N 194-э/12 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" при проведении пересмотра розничных цен с задержкой относительно пересмотра регулирующим органом (ФСТ России) составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы организаций, участвующих в процессе поставки газа населению, прошедших с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ. Рекомендуется осуществлять пересмотр розничных цен в месячный срок после пересмотра регулирующим органом оптовых цен на газ.
Из преамбулы оспариваемого постановления усматривается, что оно принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 года N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" и приказами Федеральной службы по тарифам от 20.11.2007 года N 349-э/8 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Самарской области" и от 04.12.2007 года N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации", которым утверждена оптовая цена на газ, добываемый ОАО "Газпром" и вступающим в силу с 1 января 2008 года.
Пунктом 4 оспариваемого постановления установлено, что оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, при этом положения п. 1 постановления, которым утверждены розничные цены на газ природный, реализуемый населению, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Поскольку названные приказы Федеральной службы по тарифам, во исполнение которых принято оспариваемое постановление, вступили в силу с 1 января 2008 года, исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, правильно указано время введения его в действие.
Вывод суда о незаконности придании обратной силы нормативному акту сделан без учета указанных положений федерального законодательства и того обстоятельства, что тарифы на газ уже были введены в действие на федеральном уровне до принятия оспариваемого постановления.
При этом Правительством Самарской области соблюден порядок введения в действие нормативного правового акта, установленный Закона# Самарской области от 07.07.2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области".
Таким образом, оснований для признания положений п. 4 постановления Правительства Самарской области от 29.12.2007 года N 281 "Об утверждении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется.
Поскольку обстоятельства дела, имеющие значения для разрешения судебного спора, установлены, Судебная коллегия полагает возможным принято по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 27 марта 2008 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 4 постановления Правительства Самарской области от 29.12.2007 года N 281 "Об утверждении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" в части распространения действия на отношения, возникшие с 1 января 2008 года - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 46-Г08-14
Текст определения официально опубликован не был