Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N 50-Г08-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Омской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта 1 пункта 3 статьи 19 Закона Омской области от 21.11.2007 г. N 973-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" (в редакции от 12.03.2008 г.) и приложения N 9 (таблица N 1 "Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на 2008 год") к данному Закону по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Губернатора Омской области на решение Омского областного суда от 13 мая 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителя Губернатора Омской области Д.М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Омской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 3 статьи 19 Закона, и приложения N 9 (таблица N 1 "Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на 2008 год") к Закону, согласно которым предусмотрено выделение из Областного фонда компенсаций субвенции муниципальным районам (городскому округу) на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса в соответствии с п/п 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полагает, что передача муниципальным образованиям государственных полномочий Омской области, путем выделения субвенций на реализацию оспариваемого Закона Омской области без передачи государственных полномочий на их реализацию в установленном законом порядке противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Решением Омского областного суда от 13 мая 2008 года постановлено: заявление прокурора Омской области удовлетворить.
Признать подпункт 1 пункта 3 статьи 19 Закона Омской области от 21.11.2007 г. N 973-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" (в редакции от 12.03.2008 г.) и таблицу N 1 о распределении субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на 2008 год в приложении N 9 к данному Закону противоречащими федеральному закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Статьей 19 Закона Омской области от 21 ноября 2008 года "Об областном бюджете на 2008 год" утвержден областной фонд компенсаций, подпунктом 1 пункта 3 этой статьи установлен размер субвенций муниципальным районам (городскому округу) Омской области на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в сумме 4 704 685,3 тыс. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона Омской области следует читать "от 21 ноября 2007 года"
В таблице N 1 имеются данные о распределении субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на 2008 год, а в приложении N 9 к данному Закону, предусмотрено выделение из Областного фонда компенсаций субвенции муниципальным районам (городскому округу) на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса.
В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Следовательно, государственные полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, выражаются в передаче субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ и законодательном установлении нормативов соответствующих расходов.
Законом Омской области от 14 декабря 2007 года N 991-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О государственной политике Омской области в сфере образования" утверждена методика расчета субвенции местным бюджетам городского округа и муниципальных районов Омской области на реализацию общеобразовательных программ.
Указанным законом не передаются государственные полномочия Омской области в сфере образовательного процесса органам местного самоуправления, а лишь определяются методика расчета субвенции местным бюджетам и необходимые нормативы расходов.
Вместе с тем, оспариваемыми нормами предусмотрено выделение из областного фонда компенсаций субвенции муниципальным районам (городскому округу) на исполнение полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, то есть фактически устанавливаются права и обязанности органов местного самоуправления без наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Нормами пункта 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Доводы о том, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ рассматриваемое государственное полномочие субъекта Российской Федерации не может быть передано органам местного самоуправления, не основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональный фонд компенсаций имеет целевую направленность и образуется в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Таким образом, предоставление из него субвенций на финансирование расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в Омской области, являющихся полномочием субъекта Российской Федерации, может быть передано органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
Доводы кассационных жалоб по существу сводятся к переоценке выводов суда, являются аналогичными возражениям Законодательного Собрания и Губернатора Омской области на заявленные прокурором требования, необоснованность доводов отражена в судебном решении, которое, как отмечено выше, судебная коллегия считает правильным.
Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылались лица, участвовавшие в деле, правильно сопоставил предмет регулирования и сферу действия оспариваемых норм и федерального законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 13 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания и Губернатора Омской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N 50-Г08-6
Текст определения официально опубликован не был