Решение Верховного Суда РФ от 14 июля 2008 г. N ГКПИ07-1724
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими в части пунктов 17, 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту Положение). Постановление опубликовано в изданиях "Собрание законодательства РФ", 23.12.2002 г., N 51, ст. 5077, "Российская газета", N 241, 25.12.2002 г.
П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 17 Положения, ссылаясь на то, что установленная данной нормой очередность предоставления жилищных субсидий не соответствует статье 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон), т.к. в ней не указаны граждане, выезжающие из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, имеющие право на первоочередное предоставление жилищных субсидий и нарушает ее право на первоочередное получение жилищной субсидии.
В обоснование своих требований заявитель указала, что она в 1995 году выехала из района Крайнего Севера в связи с закрытием поселка Иультин Чукотского автономного округа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1188, и согласно статье 2 Федерального закона имеет право на первоочередное предоставление жилищной субсидии.
В судебном заседании заявительница уточнила и дополнила свои требования, просила также признать недействующим пункт 18 Положения, устанавливающий, что списки граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, формируются на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
Заявитель считает, что пункт 18 Положения также противоречит статье 2 Федерального закона, т.к. предусматривает формирование списков категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилищных субсидий на основании списков, сформированных на основании пункта 17 Положения, т.е. по остаточному принципу и в совокупности с пунктом 17 нарушает ее право на первоочередное получение жилищных субсидий.
Представитель Минрегиона России А., участвующая в деле на основании поручения Правительства Российской Федерации от 21.04.2008 г. N СН-П16-244, заявленные требования не признала, указывая на то, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах компетенции и не противоречит статье 2 Федерального закона.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, специалиста Росстроя Т. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения требований П. не усматривает.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона.
Так, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, право на первоочередное предоставление жилищных субсидий Федеральным законом предоставлено только гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято оспариваемое Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (п. 1).
Как указано в пункте 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 к Положению по следующим категориям граждан:
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- пенсионеры;
- граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- работающие граждане.
Пунктом 18 установлено, что списки граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, формируются по форме, предусмотренной в приложении 3 к настоящему Положению, на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, а также состава выезжающих граждан, не включенных в указанные списки.
Таким образом, оспариваемые нормы не устанавливают очередность предоставления гражданам социальных выплат, а устанавливают лишь форму и порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по категориям в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона.
Отсутствие в пункте 17 Положения категории граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, не свидетельствует о его противоречии статье 2 Федерального Закона, т.к. формирование списков по данной категории граждан предусмотрено пунктом 18 Положения.
Пункт 18 Положения также не противоречит статье 2 Федерального закона, т.к. из содержания пункта 18 не следует, что данная категория граждан обеспечивается жилищными субсидиями по остаточному принципу, после категорий граждан, указанных в пункте 17.
То, что списки граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, формируются на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, не противоречит федеральному закону и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление П. о признании недействующими в части пунктов 17, 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 июля 2008 г. N ГКПИ07-1724
Текст официально опубликован не был