7 апреля, 5 июля, 4 октября 2011 г.
Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (далее - Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей), Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство) заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей, Правительством на 2011 - 2013 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Обязательства работодателей принимают на себя также Федерация профсоюзов и Правительство в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
1. Сфера действия Республиканского соглашения
1.1. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которых входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей Республики Башкортостан, принимавших участие в разработке и заключении Республиканского соглашения.
Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.
1.2. В соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия), руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Республиканского соглашения и об источнике его опубликования.
1.3. Условия Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.
2. Общие положения
2.1. Изменения и дополнения в Республиканское соглашение производятся по соглашению Сторон.
2.2. Для обеспечения реализации Республиканского соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Республики Башкортостан, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и добиваются их реализации.
2.3. Текст Республиканского соглашения направляется:
Правительством - администрациям муниципальных районов и городских округов, министерствам, ведомствам и редакциям газет для опубликования;
объединениями работодателей, которые принимали участие в разработке и заключении Республиканского соглашения, - работодателям, входящим в данные объединения работодателей;
Федерацией профсоюзов - организациям - членам Федерации профсоюзов.
3. Социально-экономическое развитие
Стороны Республиканского соглашения
3.1. Реализуют социально ориентированную экономическую политику, осуществляют меры, направленные на динамичное развитие всех секторов экономики, развитие инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, рациональное расходование средств бюджета Республики Башкортостан и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан.
3.2. Проводят консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Башкортостан в соответствии с согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 1 к Республиканскому соглашению.
3.3. В рамках своей компетенции обязуются содействовать достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 2 к Республиканскому соглашению.
3.4. Осуществляют меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
3.5. Осуществляют меры, направленные на стабилизацию финансового положения предприятий. В установленном порядке взаимодействуют с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и управляющими компаниями (холдингами) по вопросам социально-экономического положения предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.
3.6. Способствуют развитию практики подготовки организациями социальной (нефинансовой) отчетности.
3.7. Содействуют участию организаций во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".
Ежегодно проводят конкурс "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства".
3.8. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - законодательство о труде), законодательства о профсоюзах, за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории республики.
3.9. Осуществляют содействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
Федерация профсоюзов
3.10. Разрабатывает и предлагает меры поощрения высокопроизводительного труда, способствует соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
3.11. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятия.
Объединения работодателей, работодатели
3.12. Участвуют в решении социально значимых для республики задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
3.13. Не реже двух раз в год информируют работников, их представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.
3.14. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
3.15. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3.16. В случаях ухудшения финансового состояния предприятия, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании предприятия банкротом извещают работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации.
Правительство
3.17. Разрабатывает и представляет Сторонам комплексную Программу по реализации основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан на соответствующий год.
3.18. Обеспечивает в установленном порядке погашение санкционированной кредиторской задолженности бюджета Республики Башкортостан за выполненные плановые работы и услуги в пределах расходов, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
3.19. В порядке, установленном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года N 390 (с последующими изменениями), в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан на соответствующий год, формирует, утверждает республиканскую адресную инвестиционную программу, в том числе перечень строек и объектов для республиканских государственных нужд, и в целях их своевременного ввода обеспечивает финансирование в пределах выполненных работ и услуг.
3.20. По согласованию привлекает представителей профсоюзов и объединений работодателей для работы в составе постоянно действующих комиссий по организации конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
3.21. Стимулирует работу организаций, обеспечивающих рост объемов производства продукции (работ, услуг), расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, содержащих объекты социальной сферы.
Организует проведение соревнования между организациями основных видов экономической деятельности Республики Башкортостан.
3.22. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для развития внутрирегиональной кооперации производства.
3.23. Проводит республиканский конкурс инновационных проектов и обеспечивает мероприятия по государственной поддержке наиболее эффективных и значимых инновационных проектов в пределах средств, предусматриваемых бюджетом Республики Башкортостан на эти цели.
3.24. Поручает органу исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющему единую государственную политику в области труда, при регистрации коллективного договора, соглашения выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан.
3.25. При представлении к государственным наградам руководителей организаций учитывает предложения отраслевых организаций профсоюзов и объединений работодателей.
4. Социальная защита трудящихся и населения
Стороны Республиканского соглашения
4.1. Проводят согласованные мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов.
4.2. Принимают экономические и правовые меры, направленные на сохранение и укрепление материальной базы объектов культуры, физкультуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха и оздоровления, на сохранение бесплатных (льготных) форм работы с детьми во всех организациях социально-культурной сферы.
4.3. Организуют санаторно-курортное лечение и оздоровление работников организаций и членов их семей, отдых и оздоровление детей, учащихся и студентов в государственных и иных оздоровительных учреждениях с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан, в том числе на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетов муниципальных районов и городских округов, социальных фондов и иных источников.
4.4. Способствуют повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем, осуществляют контроль за соблюдением работодателями пенсионного законодательства.
4.5. Содействуют стабилизации экономического положения организаций республиканских обществ инвалидов.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
4.6. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
4.7. На условиях, установленных в коллективных договорах, предусматривают:
выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;
выделение средств на дополнительное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей;
дополнительные по сравнению с установленным законодательством компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.
4.8. Обеспечивают создание во всех организациях комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
4.9. Обеспечивают работникам возможность выбора страховой медицинской компании для заключения договора об обязательном медицинском страховании.
4.10. Организуют на долевых началах новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта, обеспечивают детей работников в возрасте до 14 лет (включительно) новогодними подарками.
Федерация профсоюзов
4.11. Вносит предложения в органы государственной власти по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством детским оздоровительно-воспитательным, студенческим спортивно-оздоровительным организациям, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма независимо от ведомственной принадлежности.
4.12. Оказывает организационно-методическую помощь культурно-просветительным учреждениям, детским оздоровительно-воспитательным организациям.
4.13. Организует работу комиссий по пенсионным вопросам, проводит в организациях разъяснительную работу по вопросам пенсионной реформы с привлечением специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.14. Осуществляет контроль за обеспечением сохранности архивных документов организаций по личному составу.
Объединения работодателей, работодатели
4.15. Осуществляют качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд, ежемесячно информируют застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии через расчетные листки по заработной плате. Обеспечивают сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу.
4.16. При возникновении спорных ситуаций по льготному пенсионному обеспечению работников совместно с профсоюзным комитетом организуют проведение технической инспекцией труда профсоюзов независимой экспертизы условий труда.
4.17. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях) выделение средств на социально-культурные мероприятия, установление гарантий работникам в части обеспечения отдыха и оздоровления детей, отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
4.18. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе загородных учреждений детского оздоровительного отдыха.
4.19. Учитывают мнение коллектива работников или по его поручению выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения, передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, изменении типа бюджетного учреждения.
4.20. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. В этих целях предоставляют работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, финансовую помощь в виде безвозмездных (льготных) субсидий или беспроцентного (льготного) кредита (займа) на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.
Ведут учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляют распределение жилья, построенного или приобретенного за счет средств работодателя, с учетом времени постановки нуждающихся на учет и в соответствии с положением, утверждаемым работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Правительство
4.21. Разрабатывает и обеспечивает реализацию Программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан, принимая меры по усилению адресности, оказываемой социальной поддержки. По итогам очередного года информирует Стороны о выполнении программы.
4.22. Обеспечивает в соответствии с законодательством дополнительные социальные выплаты: доплаты к пенсиям, стипендии.
4.23. Обеспечивает государственное регулирование цен на лекарственные средства, медикаменты, изделия медицинского назначения, а также тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования и пригородный железнодорожный транспорт, коммунальных услуг (газоснабжение и электроснабжение для населения).
Устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения тарифов платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не чаще одного раза в год.
4.24. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке проектов местных бюджетов выделение средств на оздоровление детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащейся молодежи, на питание и содержание детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, в том числе в первоочередном порядке детей, нуждающихся в особой государственной поддержке: детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей и других категорий детей из малоимущих семей, на развитие культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма в соответствии с расходными обязательствами, установленными нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
4.25. Обеспечивает условия для развития жилищного строительства и рынка жилья в Республике Башкортостан.
Устанавливает механизмы государственной поддержки малоимущих граждан в форме предоставления безвозмездных субсидий на оплату первоначального взноса, на частичную компенсацию процентной ставки при оформлении ипотечного кредита (займа) на строительство или приобретение жилья, а также предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Оказывает меры государственной поддержки в области социального жилищного ипотечного кредитования в пределах средств, предусмотренных республиканской адресной инвестиционной программой на очередной финансовый год.
Осуществляет мониторинг обеспечения жильем работников бюджетной сферы за счет средств бюджетов всех уровней.
4.26. Обеспечивает выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в соответствии с законодательством.
5. Обеспечение занятости и развитие рынка труда
Стороны Республиканского соглашения
5.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала республики путем обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для профессионального роста и повышения квалификации работников, регулирования трудовой миграции.
5.2. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
5.3. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
5.4. Осуществляют своевременное и объективное информирование сторон социального партнерства, населения о ситуации в сфере занятости, мерах, принимаемых по снижению напряженности на рынке труда.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей
5.5. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры обязательств работодателей по:
созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переобучения новым профессиям работников, в том числе для высвобождаемых работников - до наступления срока расторжения трудового договора;
сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, льгот и гарантий, предусмотренных для работников;
предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.
5.6. Способствуют выполнению программных мероприятий по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан, эффективному расходованию средств, выделенных на эти цели.
5.7. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.
Объединения работодателей, работодатели
5.8. Своевременно и в полном объеме информируют учреждения государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.
5.9. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов и иных отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
5.10. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.
5.11. Обеспечивают постепенное замещение рабочих мест, занятых иностранными гражданами, местными трудовыми ресурсами.
5.12. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
5.13. Принимают меры по повышению занятости работников за счет выполнения собственными силами работ, ранее выполнявшихся подрядными организациями.
5.14. Не допускают массового увольнения работников до принятия мер по организации их участия в общественных работах, профессиональной переподготовке.
5.15. Предоставляют органам государственной службы занятости информацию о возможности предоставления рабочих мест в целях организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения (в том числе иных организаций), безработных граждан, а также для организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования.
5.16. Проводят работу по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, в том числе на основе трехсторонних договоров (работодатель - образовательное учреждение - обучающийся).
Правительство
5.17. Реализует программные мероприятия по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда, обеспечивает их своевременное финансирование.
Организует работу Координационного комитета содействия занятости населения Республики Башкортостан с участием представителей сторон социального партнерства, других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
Рекомендует органам местного самоуправления при разработке проектов бюджетов предусматривать выделение целевых средств на осуществление мер содействия занятости населения в соответствии с законодательством.
5.18. Представляет Сторонам ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда, перечне профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда, составе безработных граждан, равновесной ставке заработной платы по отдельным отраслям, выполнении программных мероприятий по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда.
5.19. Осуществляет меры по регулированию объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом мониторинга текущих и перспективных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах.
5.20. Осуществляет оценку эффективности использования иностранной рабочей силы, учитывает мнение Сторон при определении потребности экономики и подготовке предложений об объемах привлечения иностранной рабочей силы.
6. В области доходов и уровня жизни населения
Стороны Республиканского соглашения
6.1. Принимают меры по приближению уровня минимальной заработной платы работников организаций при полном рабочем дне до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.2. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже прожиточного минимума.
6.3. Устанавливают межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению N 3 к Республиканскому соглашению.
Размеры тарифных ставок (окладов) ежеквартально индексируются темпами, опережающими рост потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией.
6.4. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускают снижения ее уровня. Принимают меры по легализации заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате.
Объединения работодателей, работодатели
6.5. Обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.6. Применяют рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности.
В случаях, когда отраслевыми тарифными соглашениями (заключенными на всех уровнях социального партнерства) устанавливаются размеры тарифных ставок рабочих первого разряда на более высоких уровнях, чем предусмотрено Республиканским соглашением, обеспечивают установление размеров тарифных ставок, наиболее благоприятных для работников.
6.7. Обеспечивают в порядке, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом), индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
6.8. Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50 процентов.
6.9. С учетом особенностей производства поэтапно повышают долю заработной платы в себестоимости продукции.
6.10. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, не допускают применения "теневых" схем оплаты труда.
6.11. Оплачивают в размере не менее средней заработной платы работника время приостановки работы ввиду задержки работодателем выплаты работнику заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме.
6.12. В случае задержки выплаты заработной платы при отсутствии средств на текущем счете организации, но при наличии валютных средств в обязательном порядке используют эти средства целевым назначением на погашение задолженности по заработной плате.
6.13. Выплачивают заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными договорами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами, по ценам не выше рыночных.
6.14. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливают коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с учетом мнения профсоюзного комитета (представительного органа работников).
6.15. Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения не более чем 1:6 в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов - с самой высокой заработной платой.
6.16. Устанавливают в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки и обеспечивают ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы.
Федерация профсоюзов
6.17. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по социально-трудовым и иным вопросам, связанным с трудом.
6.18. Осуществляет контроль за своевременной выплатой в полном объеме заработной платы работникам организаций всех форм собственности, за установлением минимальной заработной платы в организации в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Правительство
6.19. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам государственных учреждений Республики Башкортостан.
6.20. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями государственных гарантий по оплате труда, своевременной выплатой пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на эти цели.
6.21. Разрабатывает и реализует мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечению роста уровня жизни населения.
6.22. В целях повышения уровня заработной платы работников государственных учреждений Республики Башкортостан принимает нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения Республиканской трехсторонней комиссии.
Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принимать аналогичные решения с учетом мнения соответствующей территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.23. Устанавливает надбавку к должностному окладу в размере 25 процентов специалистам, работающим в государственных учреждениях Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности и рабочих поселках, по перечню должностей, утверждаемых Правительством Республики Башкортостан.
Осуществляет совместно с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан реализацию законодательства, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, по перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.
7. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны Республиканского соглашения
7.1. Осуществляют скоординированную контрольно-профилактическую работу республиканских органов исполнительной власти, органов социального страхования, государственного надзора, технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в области улучшения условий, охраны труда и оздоровления окружающей среды.
7.2. Ежегодно организуют и проводят республиканские и иные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работ по охране труда и экологии в организациях и определяют победителей среди организаций республики.
7.3. Участвуют в реализации программных мероприятий по достижению установленных нормативов воздействия на окружающую среду, по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивают контроль за их выполнением.
7.4. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Федерация профсоюзов
7.5. Осуществляет общественный контроль за реализацией республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также иных федеральных и республиканских социальных программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, в том числе внештатных, уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.
7.6. Способствует совершенствованию общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, соблюдением работодателями норм и правил по охране труда и экологии путем обучения профсоюзного актива.
7.7. Проводит ежегодно конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан" и совместно с органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, организует проведение ежегодного конкурса между предприятиями (организациями) основных отраслей экономики Республики Башкортостан в номинации "Лучшая организация условий и охраны труда".
Объединения работодателей, работодатели
7.8. Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.
7.9. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
7.10. Выделяют средства и организуют обучение членов комиссий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
7.11. Включают представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые объекты производственной и социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществляют с участием технической инспекции труда Федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
7.12. Реализуют в организациях мероприятия по модернизации оборудования, направленные на улучшение условий, замену тяжелого физического труда.
7.13. Организуют санитарно-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание работающих, профилактическую санитарно-просветительскую работу, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе направленных на выявление наркозависимых лиц, работающих на предприятиях, связанных с опасным производством и обеспечением жизнедеятельности населения.
7.14. Организуют на производстве горячее и лечебно-профилактическое питание работников организаций, в том числе льготное и бесплатное, в объемах, предусмотренных нормами и коллективным договором.
7.15. Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.
Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда свободное от работы время не менее 2 часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
7.16. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях повышенные по сравнению с установленными законодательством компенсации на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
7.17. Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.
7.18. Возмещают расходы на погребение, сверх установленных законодательством, в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, на условиях, установленных коллективным договором.
7.19. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
Правительство
7.20. Осуществляет координацию работы органов исполнительной власти, государственного надзора, органов местного самоуправления по улучшению условий и охране труда в организациях республики.
7.21. Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечивать принятие и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, рекомендует организовывать деятельность территориальных координационных советов (межведомственных комиссий) по улучшению условий и охране труда.
8. Условия труда и социальные гарантии молодежи
Стороны Республиканского соглашения
8.1. В работе с молодежью считают приоритетными задачами защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни республики, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности.
8.2. Осуществляют взаимодействие в области реализации молодежной политики и совместного контроля за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.
8.3. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
8.4. Содействуют трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях, развитию движения студенческих трудовых отрядов.
8.5. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
8.6. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству жилья для молодых семей с использованием средств организаций в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан, и внебюджетных источников, в том числе с предоставлением жилья в рассрочку на льготных условиях и привлечением молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.
8.7. Обеспечивают регулярное освещение реализации мероприятий настоящего раздела Республиканского соглашения в газетах "Действие", "Молодежная газета", на официальных сайтах Сторон.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
8.8. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях разделы по работе с молодежью с предоставлением ей следующих гарантий и льгот:
финансирование программ работы с молодежью в организациях;
развитие института наставничества (установление доплаты к окладу наставника);
предоставление возможности повышения квалификации и получения специальности, профессионального роста, выделение средств на частичную компенсацию затрат работников на платное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
учреждение стипендий организации для работников, студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования;
оказание помощи в приобретении жилья: в оплате первоначального взноса, предоставлении беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку;
предоставление краткосрочного оплачиваемого отпуска отцу при выписке новорожденного из роддома, оказание материальной помощи при рождении ребенка;
частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
предоставление председателю совета молодых специалистов (молодежного совета, молодежной комиссии) первичной профсоюзной организации свободного от работы времени с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.
8.9. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий" и "Лучший молодой специалист", предусматривают меры поощрения победителей.
8.10. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т. д.
Федерация профсоюзов
8.11. Создает в отраслевых республиканских и первичных профсоюзных организациях молодежные советы и комиссии, иные молодежные структуры.
8.12. Принимает участие в разработке и реализации республиканских молодежных программ.
8.13. Вводит различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.14. Учреждает стипендии для обучающихся и студентов учреждений профессионального образования очной формы обучения, имеющих отличную успеваемость и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.15. Организует обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.
Объединения работодателей, работодатели
8.16. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей.
8.17. Предусматривают в коллективных договорах меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, обучающихся и студентов учреждений профессионального образования.
8.18. Предусматривают в коллективных договорах единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования поступающим на работу впервые выпускникам учреждений профессионального образования.
8.19. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
8.20. Организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечивают детям и молодежи на бесплатной основе доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством.
Правительство
8.21. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающим в сельской местности, в форме субсидирования и ипотечного жилищного кредитования в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Республики Башкортостан.
9. Социально-экономическая защита работающих женщин
Стороны Республиканского соглашения
9.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов женщин, детей, участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем материнства и детства.
9.2. Разрабатывают и реализуют тендерную стратегию Республики Башкортостан, направленную на достижение социального равенства мужчин и женщин.
9.3. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда, принимают меры по повышению их профессионального статуса. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
9.4. Обеспечивают права женщин на охрану труда, сохранение здоровья с учетом материнских функций.
9.5. В целях улучшения условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их профессиональному росту проводят республиканский конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам".
Федерация профсоюзов
9.6. Содействует через коллективные договоры расширению прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
9.7. Создает и обеспечивает работу женских советов (комиссий) по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.
Объединения работодателей, работодатели
9.8. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной защиты женщин, в том числе применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели женщинам, имеющим детей до 14 лет; профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, и другие.
9.9. Обеспечивают тендерное равенство в вопросах оплаты труда мужчин и женщин.
9.10. Организуют условия труда и быта женщин с учетом их физиологических особенностей.
9.11. Разрабатывают и осуществляют систему мер по переводу женщин с работ с тяжелыми условиями труда, сокращению занятости женщин в ночное время.
9.12. Обеспечивают предоставление очередного оплачиваемого отпуска женщинам, имеющим трех и более детей в возрасте до 14 лет, в летнее или другое удобное для них время года.
9.13. Устанавливают для женщин, имеющих ребенка-первоклассника, дополнительный нерабочий день в первый учебный день сентября при совпадении его с рабочим днем. Оплата нерабочего дня производится на условиях, установленных коллективным договором.
Объединения работодателей, работодатели, Правительство
9.14. Расширяют формы и профили профессиональной подготовки и переподготовки безработных лиц с семейными обязанностями, имеющих малолетних детей.
10. Социальное партнерство
Стороны исходят из того, что трудовые отношения регулируются законодательством, а также Республиканским соглашением, отраслевыми, территориальными соглашениями, коллективными договорами и локальными актами организаций.
Стороны Республиканского соглашения
10.1. Добиваются выполнения Республиканского соглашения и коллективных договоров, законодательства в организациях республики.
10.2. Обеспечивают обязательное включение работодателями положений пунктов 3.13, 4.15-4.20, 5.10, 6.5-6.8, 6.10-6.16, 7.8, 7.10, 7.13, 7.15-7.19, 8.8, 9.8 Республиканского соглашения в коллективные договоры.
10.3. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном законодательством.
Рекомендуют оплату посредников и трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, производить работодателями и представителями работников (профсоюзными организациями) в равных долях в целях обеспечения объективности и независимости при разрешении коллективного трудового спора.
10.4. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Республиканское соглашение, и по требованию любой из Сторон вводят их представителей в составы рабочих групп Республиканской трехсторонней комиссии.
10.5. Регулярно освещают работу, проводимую по реализации Республиканского соглашения, в средствах массовой информации.
10.6. Обязуются способствовать заключению отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях, созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.
10.7. Определяют сроки проведения единой переговорной кампании в Республике Башкортостан, осуществляют контроль за ходом ее проведения.
10.8. Используют и предоставляют друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую требуемую информацию, в том числе по деятельности министерств, ведомств, внебюджетных фондов, организаций, по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
10.9. Проводят предварительное обсуждение в Республиканской трехсторонней комиссии проектов законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, а также по проблемам, включенным в Республиканское соглашение, и рекомендуют осуществлять аналогичные меры на отраслевом и территориальном уровне, а также официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
10.10. Создают условия для уставной деятельности профсоюзов, содействуют организации безналичной уплаты профсоюзных взносов, а также перечислению на счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
10.11. Устанавливают договоренность, что в период действия Республиканского соглашения профсоюзы не организуют и не поддерживают забастовок, пикетирований и других акций протеста по социально-экономическим вопросам при условии выполнения Правительством и работодателями обязательств, предусмотренных Республиканским соглашением.
10.12. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Республиканское соглашение, но представляющим взаимный интерес.
Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели
10.13. Осуществляют заключение коллективных договоров с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают реализацию данных договоров.
10.14. Обеспечивают регистрацию коллективных договоров и соглашений всех уровней в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и его территориальных органах после предварительного согласования с вышестоящим профсоюзным органом.
Федерация профсоюзов
10.15. Проводит экспертизу проектов коллективных договоров и соглашений на соответствие их законодательству и соглашениям.
10.16. Организует на договорной основе обучение в 2011 году 3 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
11. Порядок реализации и контроля
11.1. Контроль за выполнением Республиканского соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией.
Решение вопросов, возникающих в ходе реализации Республиканского соглашения, осуществляет Республиканская трехсторонняя комиссия.
11.2. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Республиканского соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии.
11.3. В случае изменения правового статуса Сторон, подписавших Республиканское соглашение, оно будет иметь силу весь срок его действия и ответственность за его выполнение будет возлагаться на правопреемников.
11.4. Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года.
11.5. Республиканское соглашение принимается на 2011-2013 годы. Решение о продлении срока его действия или о заключении нового Республиканского соглашения принимается Сторонами не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия Республиканского соглашения с учетом положений части 2 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
11.6. Информация о ходе реализации Республиканского соглашения, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, решениях Республиканской трехсторонней комиссии и принимаемых мерах по регулированию социально-трудовых отношений публикуется в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", "Вести ТПП РБ" и "Действие", на официальных сайтах Сторон, подписавших Республиканское соглашение, освещается государственным унитарным предприятием Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан.
11.7. Республиканское соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.
Республиканское соглашение подписали:
от Федерации профсоюзов Республики Башкортостан |
от объединений работодателей Республики Башкортостан |
от Правительства Республики Башкортостан |
Председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан А. М. Самирханов |
Исполняющий обязанности председателя Торгово- промышленной палаты Республики Башкортостан А. Д. Никин |
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р. С. Сарбаев |
|
Председатель Союза работодателей Республики Башкортостан В. Ю. Шолом |
|
28 июня 2010 года N 11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2011-2013 годы от 28 июня 2010 г. N 11
Настоящее Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст Республиканского соглашения опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 132 (27117) от 9 июля 2010 г.
Настоящее Республиканское соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Информационное сообщение Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 16 октября 2013 г. N 04-00606
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 4 октября 2011 г. N 04-35-52
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 5 июля 2011 г. N 04-35-52
Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 7 апреля 2011 г. N 04-35-52