Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-471
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям К.А.П., К.А.А., В.А.Ю. о признании недействующим постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области",
по кассационной жалобе К.А.П., К.А.А., В.А.Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2008 года, которым в удовлетворении заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, установила:
К.А.П., К.А.А., В.А.Ю., являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных в непосредственной близости от территории ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании недействующим постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области", которым установлена для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области санитарно-защитная зона в размере 300 м от границы территории промплощадок N 1 и N 2 (п. 1). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2008 года за N 10898, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, 4 февраля 2008 года.
В подтверждение требований указали, что названное постановление не соответствует статьям 35, 41, 42, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статье 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и нарушает их права на частную собственность, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Согласно санитарной классификации предприятий, производств и объектов, ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" отнесено к первому классу промышленных объектов и производств, санитарно-защитная зона которых составляет 1000 м. Уменьшение размера этой зоны до 300 м дезинформирует население, создает тенденцию для полной ликвидации санитарно-защитной зоны.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении требований просят в кассационной жалобе К.А.П., К.А.А. и В.А.Ю., ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Полагают, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 соответствует закону, санитарным правилам и нормативам и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 51 приведенного Закона Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями наделен утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 года N 38, в соответствии с предоставленными ему полномочиями, введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", действовавшие на время издания оспариваемого постановления.
Пунктами 2.7 и 2.12 названных санитарных правил, было предусмотрено, что ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий - и натуральных исследований. Для предприятий первого класса, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, в зависимости от мощности, условий, эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов размер санитарно-защитных зон составляет 1000 м.
Согласно пунктам 2.18 и 2.19 приведенных правил, размеры санитарно-защитных зон могли быть изменены для предприятий I и II классов по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, и могли быть уменьшены при: объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов); подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанных с этим изменением класса опасности.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенные в действие с 1 марта 2008 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, содержат аналогичные положения, при этом уточнено, что размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными.
Суд обоснованно исходил из того, что нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу по сравнению с санитарными правилами и нормативами, которые бы предусматривали иные размеры и порядок установления санитарно-защитных зон, отсутствуют.
Принятое Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации решение об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м не является произвольным, основано на объективных данных и соответствует установленным санитарным правилам и нормативам.
Федеральным государственным учреждением науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" по результатам рассмотрения представленной документации "Обоснование величины санитарно-защитной зоны ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" и выполненных специальных длительных исследований (с 1992 года), в экспертном заключении от 24 июля 2007 года N 03-В/3 8 признано возможным, рекомендовать к согласованию санитарно-защитную зону 300 м.
Как следует из данного экспертного заключения, в результате длительных комплексных гигиенических исследований, натуральных наблюдений, оценок и анализа, было объективно доказано отсутствие превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ и превышения предельно допустимого уровня по шумовому фактору на расстоянии 300 м от границ промышленных площадок. Рассчитанная величина риска для здоровья человека на указанном расстоянии находится на приемлемом уровне - вероятность развития у человека вредных эффектов для здоровья и гигиенических условий проживания при обнаруженных уровнях загрязнения окружающей среды, отсутствует.
Данное экспертное заключение дано компетентным государственным научным учреждением, и оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.
Допрошенный в качестве свидетеля Г.Р.С., доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, и один из исполнителей экспертного заключения, подтвердил выводы, содержащиеся в заключении, пояснил, что предметом анализа являлась не только документация, представленная официальными лицами комбината, но и данные экспедиционного комплексного гигиенического обследования, отраженные в отчете по НИР и заключении 2005 года, результаты натуральных наблюдений, проведенных специалистами санитарной службы Новгородской области и института им. Ф.Ф. Эрисмана, и осмотра очистительного и противошумового оборудования при посещении комбината экспедиционной группой и специалистами этого института. Его показания правильно положены судом в основу решения об отказе в удовлетворении заявления.
Утверждения в кассационной жалобы о том, что постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 противоречит Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающих принимать законы, отменяющие и умаляющие права и свободы граждан, не могут служить поводом к отмене судебного решения, поскольку, как правильно указал суд в решении, приведенные нормы не регулируют порядок определения размеров санитарно-защитных зон и не устанавливают санитарные правила и нормативы, которые учитываются при определении размеров таких зон.
Оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права, не имеется. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.П., К.А.А., В.А.Ю. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-471
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)