Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2008 г. N КАС08-118
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Манохиной Г.В.
членов коллегии: Кнышева В.П., Харланова А.В.
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пыхтина Сергея Петровича о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии - приложения к приказу Федеральной регистрационной службы от 25 апреля 2007 года N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" по кассационной жалобе Пыхтина С.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Пыхтина С.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Федеральной регистрационной службы Зеленской Е.С., Министерства юстиции Российской Федерации Васильева А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 25 апреля 2007 года N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" (далее Приказ) утверждены образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее отделения, в том числе образец списка членов регионального отделения политической партии (приложение к приказу). Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2007 года, регистрационный номер 9600, официально опубликован в "Российской газете", номер 129, 20 июня 2007 года, размещен на официальном сайте Росрегистрации в информационно-коммуникационной сети общего пользования.
Пыхтин С.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии, утвержденного названным приказом.
В подтверждение требования заявитель указал, что образец списка в части обязания указать данные о каждом члене регионального отделения политической партии: фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, адреса проживания, контактного телефона, противоречит Федеральному закону "О политических партиях", поскольку им не предусмотрено представление списка членов партии для государственной регистрации и запрещено требовать от граждан Российской Федерации при представлении официальных сведений о себе указывать членство в политической партии или отсутствии такового. Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом, разглашение которой без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Действующим законодательством Федеральный уполномоченный орган не наделен правом, утверждать образец списка, а ему поручено утвердить и опубликовать образцы документов, необходимых для государственной регистрации. Оспариваемое положение, по мнению заявителя, противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", нарушает его права как члена партии, уполномоченного лица и секретаря Центрального Совета политической партии "Великая Россия" на конфиденциальность персональных данных и неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Пыхтин С.П.. В кассационной жалобе указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, допустил грубые нарушения процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что Приказ принят Росрегистрацией в пределах предоставленных ей полномочий и оспариваемое положение Приказа не противоречит действующему законодательству, поскольку указание в образце списка данных о члене политической партии о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, гражданстве, адресе проживания и контактном телефоне соответствует Федеральному закону "О политических партиях" и направлено на реализацию законных полномочий Росрегистрации по проверке содержащихся в представленных документах сведений о членах политической партии на соответствие нормам названного Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации регионального отделения политической партии (пункт 1), в который включен список членов регионального отделения политической партии (подпункт "ж" пункта 1).
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 названного Федерального закона образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политической партии, которым в силу пункта 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" является Росрегистрация.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, требованиям настоящего закона, принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 20 этого же Федерального закона, в случае если территориальным органом федерального уполномоченного органа установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона, региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации.
Исходя из смысла приведенных положений, суд пришел к правильному выводу о том, что регистрация политической партии и ее региональных отделений является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключающийся во внесении в государственный реестр сведений о создании политической партии, свидетельствующих о ее соответствии требованиям Федерального закона "О политических партиях".
В силу пункта 3 статьи 3 указанного Федерального закона в региональном отделении должно состоять не менее 500 членов.
Согласно пунктам 1-3, 6 статьи 23 Федерального закона членство в политической партии является добровольным, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства не вправе быть членами политической партии, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, член политической партии может состоять только в одном региональном отделении политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
При таком положении обоснован вывод суда о правомерности указания в оспариваемом образце документов данных о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, гражданстве, адресе проживания и контактном телефоне в целях реализации законных полномочий Росрегистрации по проверке содержащихся в представленных документах сведений о членах политической партии на соответствие нормам Федерального закона "О политических партиях".
Указанный объем информации, предоставляемой в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О политических партиях" должен предоставлять возможность идентифицировать конкретного гражданина, состоящего в региональном отделении политической партии.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно учел правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда от 16 и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 апреля 2008 г. N КАС08-118
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)