Решение Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N ГКПИ08-1220
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Т.В. о признании частично недействующим пункта 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 873, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - Правила).
В пункте 3 Правил перечислены лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, названные в частях 1, 3-5 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Абзацем первым пункта 4 Правил предусмотрено, что лица, указанные в пункте 3 Правил, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами.
Ч.Т.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы Правил недействующей в части необходимости личного обращения лиц, указанных в пункте 3 Правил, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В заявлении указано, что 5 января 2008 г. у Ч.Т.В., являющейся гражданкой Российской Федерации, родился третий ребенок, о чем составлена запись акта о рождении в Гагаринском отделе ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.
В связи со служебной необходимостью Ч.Т.В. вместе с ее супругом Ч.Р.С. в настоящее время находится в длительной служебной командировке за пределами Российской Федерации. Заявительница выдала своей матери Т.Г.В. нотариальную доверенность на право представления ее во всех государственных и иных учреждениях независимо от форм собственности с правом подачи и получения необходимых заявлений, справок, документов.
В рамках Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Т.Г.В., действуя по поручению и от имени Ч.Т.В., обратилась в Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако в приеме заявления было отказано на основании пункта 4 Правил, который не предусматривает обращение с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по доверенности.
По мнению Ч.Т.В., Правила в оспариваемой части не соответствуют статье 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В судебном заседании представители заявительницы Т.Г.В. и адвокат П.А.Л. поддержали ее требование и просили о его удовлетворении.
Представитель Правительства Российской Федерации К.Е.А. заявление Ч.Т.В. не признала, ссылаясь на то, что Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" определил категории граждан, которые имеют право на обращение с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ограничив их лицами, указанными в части 1 статьи 5 этого Федерального закона, и их законными представителями. Тем самым федеральный закон закрепил, что данное действие не может быть совершено уполномоченным представителем.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., просившего удовлетворить требование заявительницы, суд находит, что заявление Ч.Т.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 3-5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих лиц:
женщин, граждан Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
женщин, граждан Российской Федерации, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
мужчин, граждан Российской Федерации, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
отцов (усыновителей) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно части 1 статьи 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 Закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Анализ приведенных норм с учетом положений глав 3, 10 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не дает оснований для вывода о том, что дееспособные лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 Закона, не вправе уполномочить иное лицо (представителя) на совершение юридических действий по обращению (от имени представляемого) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Права и обязанности в результате совершения таких действий уполномоченным представителем возникают непосредственно у представляемого.
В тех случаях, когда федеральный законодатель считает необходимым установить, что определенные юридические действия не могут быть совершены представителем физического лица, действующим на основании доверенности, и должны совершаться самим физическим лицом, это специально оговаривается в законе.
Так, например, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя.
Между тем в части 1 статьи 5 Закона, закрепляющей право названных в ней лиц на обращение за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, не указано, что они обязаны обращаться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично.
С учетом изложенного абзац первый пункта 4 Правил в части, не допускающей возможность подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, не соответствует части 1 статьи 5 Закона.
То обстоятельство, что частью 2 статьи 5 Закона Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению Правил, не свидетельствует о законности оспариваемого положения, поскольку Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные условия (препятствия) реализации гражданами своих прав по сравнению с тем, как это определено Законом.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Ч.Т.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 873, в части, предусматривающей обращение лиц, указанных в пункте 3 данных Правил, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал только лично.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. N ГКПИ08-1220
Текст решения официально опубликован не был