Решение Верховного Суда РФ от 23 июня 2008 г. N ГКПИ08-1391
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-471 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям К.А.П., К.А.А., В.А.Ю. о признании недействующим постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области", установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 установлена для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области санитарно-защитная зона в размере 300 м от границы территории промплощадок N 1 и N 2 (пункт 1). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2008 г. за N 10898, опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, 4 февраля 2008 г.
К.А.П., К.А.А., В.А.Ю., являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных в непосредственной близости от территории ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании названного постановления недействующим, ссылаясь на то, что оно не соответствует статьям 35, 41, 42, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статье 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и нарушает их права на частную собственность, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированные перечисленными правовыми нормами. В заявлениях указано, что в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" отнесено к первому классу промышленных объектов и производств, санитарно-защитная зона которых составляет 1000 м, уменьшение размера этой зоны до 300 м дезинформирует население, создает тенденцию для полной ликвидации санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании К.А.П., представляющая также по доверенности интересы В.А.Ю., поддержала заявленные требования, обосновывая их вышеприведенными доводами.
К.А.А., извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Представители Главного государственного санитарного врача Российской Федерации М.О.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации М.Е.А. в своих возражениях пояснили, что предусмотренные санитарной классификацией размеры санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств являются ориентировочными и могут быть изменены для предприятий первого и второго класса по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителей в зависимости от фактического уровня загрязнения среды обитания и неблагоприятного воздействия на здоровье человека, санитарно-защитная зона для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м установлена с учетом экспертного заключения федерального государственного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана", основанного на 15-летних лабораторных наблюдениях за состоянием воздушной среды с инструментальным обнаружением загрязняющих веществ в зоне влияния вредных выбросов.
Выслушав объяснения К.А.П. и представителей заинтересованных лиц М.О.Н. и М.Е.А., показания свидетеля Г.Р.С., подтвердившего обоснованность экспертного заключения, положенного в основу оспариваемого постановления, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявлений, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 01.12.2007 г.) установлено, что Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 3 статьи 46), наделяется полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 2 статьи 51).
В соответствии с предоставленными полномочиями Главный государственный санитарный врач Российской Федерации постановлением от 10 апреля 2003 г. N 38 ввел в действие санитарные правила и нормативы - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые действовали на время издания оспариваемого постановления и предусматривали, что ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействия, а для действующих предприятий - и натурных исследований (пункт 2.7); для предприятий первого класса, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов составляет 1000 м (пункт 2.12).
Согласно пунктам 2.18 и 2.19 указанных санитарных правил размеры санитарно-защитных зон могли быть изменены для предприятий I и II классов по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя. Эти размеры могли быть уменьшены при:
объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
- подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
Аналогичные правила закреплены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74. В пункте 3.7 подчеркнуто, что установленные в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с названными санитарными правилами и нормативами, которые предусматривали бы иные размеры и порядок установления санитарно-защитных зон, не имеется.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 г. N 87 основано на экспертном заключении федерального государственного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" от 24.07.2007 г. N 03-В/38, которым по результатам рассмотрения представленной документации "Обоснование величины санитарно-защитной зоны ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" и выполненных специальных исследований признано возможным рекомендовать к согласованию санитарно-защитную зону 300 м.
Из содержания данного заключения видно, что предметом рассмотрения являлись, в частности санитарно-эпидемиологическая оценка лабораторных и инструментальных замеров и исследований, анализ акустической нагрузки от оборудования, расположенного на производственной площадке ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на прилегающую жилую территорию, копии протоколов исследования воздуха населенных мест, измерений уровней шума, экспертное заключение от 01.04.2005 г. и дополнение к нему, подготовленные на основе результатов комплексных гигиенических исследований и натурных наблюдений, научные отчеты и иные документы ФГУН им. Ф.Ф. Эрисмана, ООО "Санкт-Петербургский научный экологический центр", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области", а также официальные данные ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров". Комплексной гигиенической оценкой представленного материала, длительными натурными наблюдениями (с 1992 года) и расчетным анализом объективно доказано отсутствие превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ и превышения ПДУ (предельно допустимого уровня) по шумовому фактору на расстоянии 300 м от границ промышленных площадок. Рассчитанная величина риска для здоровья человека на указанном расстоянии находится на приемлемом уровне - вероятность развития у человека вредных эффектов для здоровья и гигиенических условий проживания при обнаруженных уровнях загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух и шумовой фактор) отсутствует.
Заключение дано компетентным государственным научным учреждением, по результатам длительных комплексных гигиенических исследований, натурных наблюдений и оценок, произведенных ФГУН им. Ф.Ф. Эрисмана, ООО "Санкт-Петербургский научный экологический центр", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области". Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.
Допрошенный в качестве свидетеля доктор медицинских наук, профессор, заслуженные деятель науки Г.Р.С. - один из исполнителей экспертного заключения, показал, что натурные исследования по Боровичскому комбинату проводились с 1992 года, на комбинате за время наблюдений установлены современные эффективные очистительные и противошумовые устройства, которые он осматривал при посещении комбината в 2005 году, модернизируется очистительное оборудование, это позволило снизить уровень вредных выбросов и шума на границе 300 м зоны до допустимых санитарными правилами пределов, сокращение санитарно-защитной зоны до 300 м является абсолютно обоснованным.
Утверждение К.А.П. о необъективности документации, представленной администрацией комбината и использованной при даче экспертного заключения, лишено какого-либо основания.
Из данного заключения и показаний свидетеля Г.Р.С. видно, что предметом анализа являлась не только документация, представленная официальными лицами комбината, но и данные экспедиционного комплексного гигиенического обследования, отраженные в отчете по НИР и заключении 2005 г., результаты натурных наблюдений, проведенных специалистами санитарной службы Новгородской области и института им. Ф.Ф. Эрисмана, и осмотра очистительного и противошумового оборудования при посещении комбината экспедиционной группой и специалистами этого института.
Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что принятое Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации решение об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м не является произвольным, основано на объективных данных и соответствует установленным санитарным правилам и нормативам.
Немотивированные ссылки заявителей на несоответствие постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации статьям 35, 41, 42, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статье 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод нельзя признать правильными. Перечисленные нормы не регулируют порядок определения размеров санитарно-защитных зон и не устанавливают санитарные правила и нормативы, учитываемые при определении размеров таких зон.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87, устанавливающее санитарно-защитную зону для имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в размере 300 м от границы территории промплощадок N 1 и N 2, не нарушает прав и законных интересов заявителей. Принадлежащие им на праве собственности жилые помещения расположены в непосредственной близости от границы этих промплощадок, то есть в пределах установленной указанным постановлением санитарно-защитной зоны, увеличение размера которой никак не отразилось бы на правах заявителей, не повлекло бы для них каких-либо других правовых последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявлений К.А.П., К.А.А., В.А.Ю. о признании недействующим постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 87 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на территории г. Боровичи Новгородской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 июня 2008 г. N ГКПИ08-1391
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-471 настоящее решение оставлено без изменения