Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 21 марта 1998 г. N 100
Положение
о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основы организации и деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(1).
2. Подразделения (отдельные должности) юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил для обеспечения законности в их деятельности, оказания им правовой помощи, защиты прав и законных интересов.
3. Подразделение юридической службы является структурным подразделением в штате соответствующего органа военного управления и непосредственно подчинено (в том числе и отдельные должности) командиру (начальнику) данного органа.
4. Структура юридической службы определяется штатами, утверждаемыми Генеральным штабом.
II. Предназначение и основные задачи юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
5. Юридическая служба предназначена для правового обеспечения деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, содействия улучшению их деятельности при помощи правовых средств.
6. Начальник Управления делами Министерства обороны - начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет руководство юридической службой по специальным, отнесенным к его ведению вопросам*(2).
Он является главным специалистом в Вооруженных Силах по правовым вопросам и подчиняется непосредственно Министру обороны Российской Федерации.
7. На начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются:
а) проведение правовой экспертизы проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей*(3);
б) правовое обеспечение законопроектных работ в Министерстве обороны, анализ законопроектов, поступающих из органов государственной власти Российской Федерации, и подготовка заключений по ним для доклада Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, правовая экспертиза законопроектов, разрабатываемых в Министерстве обороны;
в) контроль за соответствием нормам международного права и законодательства Российской Федерации разрабатываемых или поступающих в Министерство обороны из других федеральных органов исполнительной власти проектов международных договоров и иных документов по вопросам, касающимся интересов Вооруженных Сил;
г) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;
д) проведение правовой экспертизы документов, представляемых Министру обороны Российской Федерации и его первым заместителям на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
е) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления Министерства обороны;
ж) участие по указанию Министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей в осуществлении судебной защиты прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности;
з) представление соответствующих приказов и директив Министра обороны Российской Федерации на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
и) методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах, анализ ее состояния по результатам периодических проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридической службы, подготовка предложений по ее улучшению;
к) участие в организации и осуществлении изучения личным составом центральных органов военного управления Вооруженных Сил действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
л) методическое руководство подготовкой курсантов и слушателей Военного университета для юридической службы, профессиональной подготовкой и переподготовкой должностных лиц юридической службы;
м) организация систематизированного учета и хранения законов Российской Федерации, нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, систематизация приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, ведение их контрольных экземпляров;
н) издание справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации;
о) оказание методической помощи военным кафедрам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющим обучение по программам подготовки офицеров запаса студентов юридических факультетов по юрисконсультской специализации.
III. Основные обязанности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
8. Начальник юридической службы вида Вооруженных Сил подчиняется непосредственно главнокомандующему видом Вооруженных Сил, а по специальным, отнесенным к его ведению вопросам руководствуется указаниями начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. На начальника юридической службы вида Вооруженных Сил возлагаются:
а) проведение правовой экспертизы проектов приказов и директив главнокомандующего видом Вооруженных Сил, проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, разрабатываемых органами военного управления вида Вооруженных Сил;
б) правовая экспертиза разрабатываемых или поступивших в органы военного управления вида Вооруженных Сил из Министерства обороны законопроектов, проектов международных договоров и иных проектов нормативных документов по военным вопросам;
в) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;
г) методическое руководство правовой работой в виде Вооруженных Сил, анализ состояния правовой работы по результатам периодических проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридической службы вида Вооруженных Сил и подготовка предложений по ее улучшению;
д) руководство по специальным вопросам подразделениями юридической службы вида Вооруженных Сил;
е) участие по указанию главнокомандующего видом Вооруженных Сил в осуществлении судебной защиты прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала вида Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности;
ж) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в виде Вооруженных Сил;
з) участие в организации и осуществлении изучения личным составом органов военного управления вида Вооруженных Сил действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
и) оказание методической помощи соответствующим должностным лицам в ведении контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказов и директив главнокомандующего видом Вооруженных Сил;
к) организация совместно с соответствующими кадровыми органами профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц юридической службы вида Вооруженных Сил;
л) правовая экспертиза документов, представляемых главнокомандующему видом Вооруженных Сил и его первым заместителям на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
м) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления вида Вооруженных Сил;
н) подготовка к изданию справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам главнокомандующего видом Вооруженных Сил;
о) участие в проводимых главнокомандующим видом Вооруженных Сил и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала;
п) участие в работе нештатных юридических консультаций гарнизона;
р) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в виде Вооруженных Сил и представление его после рассмотрения главнокомандующим видом Вооруженных Сил начальнику юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
10. Требования пункта 9 настоящего Положения распространяются на юридические службы заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, округов, флотов, старшего юрисконсульта рода войск Вооруженных Сил с учетом специфики их деятельности.
11. Старший юрисконсульт армии (флотилии) подчиняется непосредственно командующему армией (флотилией), а по специальным, отнесенным к его ведению вопросам руководствуется указаниями начальников подразделений юридических служб вышестоящих органов военного управления.
12. На старшего юрисконсульта армии (флотилии) возлагаются:
а) проведение правовой экспертизы проектов приказов командующего армией (флотилией), проектов нормативных актов вышестоящих органов военного управления, разрабатываемых в органах военного управления армии (флотилии);
б) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;
в) методическое руководство правовой работой в армии (на флотилии) и анализ ее состояния по результатам проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридических служб армии (флотилии), подготовка предложений по ее улучшению;
г) руководство по специальным, отнесенным к его ведению вопросам подразделениями (должностными лицами) юридической службы подчиненных воинских частей;
д) участие по указанию командующего армией (флотилией) в осуществлении защиты законных прав и интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала армии (флотилии) по вопросам их служебной деятельности;
е) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой в армии (на флотилии);
ж) участие в организации и осуществлении изучения личным составом органов военного управления армии (флотилии) действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;
з) участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона;
и) ведение контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего армией (флотилией);
к) ежегодное издание указателя по приказам командующего армией (флотилией);
л) организация совместно с кадровыми органами профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц юридической службы армии (флотилии);
м) правовая экспертиза документов, представляемых на подпись командующему армией (флотилией) на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
н) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления армии (флотилии);
о) участие в проводимых командующим армией (флотилией) и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала;
п) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в армии (на флотилии) и представление его после рассмотрения командующим армией (флотилией) начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления.
13. Требования пункта 12 настоящего Положения распространяются на помощников командиров корпусов, эскадр, дивизий и им равных частей по правовой работе, а также на помощников начальников военно-учебных заведений Министерства обороны, военных комиссариатов по правовой работе с учетом специфики их деятельности.
14. На помощника командира полка*(4) по правовой работе возлагаются:
а) проведение правовой экспертизы проектов приказов командира полка;
б) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;
в) участие по указанию командира полка в осуществлении защиты законных прав и интересов полка, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала полка по вопросам их служебной деятельности;
г) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в полку;
д) участие в организации и осуществлении изучения личным составом полка действующего законодательства и норм международного гуманитарного права;
е) ведение контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего родом войск Вооруженных Сил, иных вышестоящих начальников, командира полка;
ж) правовая экспертиза документов, представляемых на подпись командиру полка на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;
з) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц полка;
и) ежегодное издание указателя действующих приказов командира полка;
к) участие в проводимых командиром полка и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала полка;
л) участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона;
м) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в полку и представление его после рассмотрения командиром полка начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления.
15. Требования пункта 14 настоящего Положения распространяются на помощников командиров бригад по правовой работе, юрисконсультов учреждений, служб, отделов, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.