Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан П.В. Беленко и других вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей коллективной жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане П.В. Беленко, В.Н. Горобец, В.Р. Громяков, С.К. Иогансен и М.В. Харитонов, проходящие военную службу в органах военной прокуратуры, оспаривают конституционность следующих положений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе":
пункта 4 статьи 42, согласно которому военнослужащий может не более шести месяцев проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;
пункта 4 статьи 43, согласно которому проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, а сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, заявители оспаривают конституционность положения пункта 1 статьи 41.5 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия.
Как следует из представленных материалов, в связи с упразднением военной прокуратуры Черноморского флота проходившие в ней службу П.В. Беленко, В.Н. Горобец, В.Р. Громяков, С.К. Иогансен и М.В. Харитонов были освобождены от занимаемых должностей и зачислены в распоряжение военного прокурора воинской части. Приказом военного прокурора Северо-Кавказского военного округа от 6 сентября 2007 года они были зачислены в распоряжение военного прокурора Новороссийского гарнизона. Новороссийский гарнизонный военный суд решениями от 11 октября 2007 года и от 1 ноября 2007 года, оставленными без изменения судом кассационной инстанции, отказал заявителям в удовлетворении их требования о признании действий военного прокурора незаконными.
По мнению заявителей, пункт 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не исключает возможность неоднократного применения содержащегося в нем правила о прохождении военной службы не на воинских должностях в отношении одного и того же военнослужащего, что препятствует в том числе получению этим военнослужащим жилья по избранному месту жительства. Что касается пункта 4 статьи 43 данного Федерального закона, закрепляющего возможность определения особого порядка проведения плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, то он, по мнению заявителей, ставит данную категорию военнослужащих в неравное положение с другими категориями военнослужащих. Неконституционность положения пункта 1 статьи 41.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" заявители усматривают в том, что предусмотренная им гарантия не распространяется на прокурорских работников военной прокуратуры, освобожденных от своих должностей. Заявители утверждают, что оспариваемые законоположения нарушают гарантированные им Конституцией Российской Федерации право на труд и право на выбор места жительства и тем самым противоречат ее статьям 19, 27 и 37.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Положение, содержащееся в пункте 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не связано с правом военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства и само по себе не влияет на реализацию данного права. По смыслу названного закон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. N 426-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Беленко Петра Владимировича и других на нарушение их конституционных прав пунктом 4 статьи 42, пунктом 4 статьи 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и положением пункта 1 статьи 41.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 20 (специальный выпуск)