Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 23 сентября 2008 г. N 5848/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2007 по делу N А45-10972/07-2/21 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2008 по тому же делу.
В заседании приняла участие представитель заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Никитина Т.Е.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителя заявителя, Президиум установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирское транспортное телевидение" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) от 31.07.2007 и выданного на его основании предписания от 31.07.2007 о прекращении нарушения законодательства о рекламе в части признания рекламы, имеющей звуковое сопровождение и распространяемой обществом в салонах автобусов, ненадлежащей рекламой.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2007 требование общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.01.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции антимонопольный орган просит отменить их, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
В ходе проверки рекламы, размещаемой на транспорте, антимонопольный орган установил, что общество осуществляет внутри салонов автобусов распространение рекламы со звуковым сопровождением, а также распространение рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг и необходимости ознакомления с инструкцией по применению и получения консультации специалистов.
Решением от 31.07.2007 комиссия антимонопольного органа признала рекламу, распространяемую обществом, ненадлежащей, а общество - нарушившим положения части 6 статьи 20 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Предписанием от 31.07.2007 о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган обязал общество прекратить их.
Общество оспорило эти ненормативные акты в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, установил, что распространение рекламы осуществляется обществом посредством медиакомплекса - монитора и акустической системы, составляющих единое целое, установленного в пассажирском отделении салона автобуса. При этом суд сослался на статью 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности), согласно которой под использованием транспортного средства понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог, а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях. Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства. На основании этого суд пришел к выводу, что в данном случае транспортное средство является не средством распространения рекламы, а местом ее распространения, в связи с чем обществом не допущено нарушения части 6 статьи 20 Закона о рекламе, а именно: распространение звуковой рекламы с использованием транспортного средства.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с договором аренды от 18.01.2007 N 1, заключенным некоммерческим партнерством перевозчиков "Транспортный союз Сибири" (арендодателем) и обществом (арендатором), арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду места для установки в наземном транспорте (в салоне транспортных средств) оборудования - медиакомплекса, предназначенного для распространения рекламы.
Общество осуществляло распространение рекламы со звуковым сопровождением в салонах автобусов на основании договоров, заключенных с заказчиками рекламы.
Частью 6 статьи 20 Закона о рекламе установлен запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также на звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.
Каких-либо видов или условий использования транспортных средств, ограничивающих применение этой нормы Закона о рекламе, законодателем не установлено, следовательно, звуковое сопровождение рекламы, а также звуковая реклама в салоне транспортного средства не допускаются, так как в любом случае осуществляются с использованием транспортного средства.
Ссылка судов на определение понятия "использование транспортного средства", содержащееся в статье 1 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности, необоснованна.
Пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что распространение рекламы в салоне автобуса посредством применения медиакомплекса (т.е. монитора и акустической системы) является нарушением Закона о рекламе, устанавливающего запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспорта, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспорта.
Как пояснил Президиум, суды при трактовке понятия "использование транспортного средства", закрепленного в Законе о рекламе, необоснованно сослались на определение аналогичного понятия "использование транспортного средства", содержащееся в Законе об ОСАГО. Нормы Закона о рекламе и Закона об ОСАГО регулируют различные по своему содержанию и не являющиеся сходными правоотношения, что исключает применение аналогии закона.
Каких-либо видов или условий использования транспорта, ограничивающих применение запрещающей нормы Закона о рекламе, законодателем не установлено, следовательно, звуковое сопровождение рекламы, а также звуковая реклама в салоне транспорта не допускаются, т.к. в любом случае такая реклама осуществляются с использованием транспорта. Таким образом, распространение рекламы со звуковым сопровождением в салонах автобусов является нарушением требований Закона о рекламе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 2008 г. N 5848/08
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 12