Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 45-Г08-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующими п. 5 ст. 26 и ст. 28 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" по кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 17 июля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя Законодательного Собрания Свердловской области С.А.Ф. и представителя Губернатора Свердловской области С.А.Н. на кассационное представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В.Т.А. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации о признании недействующими с 1 января 2008 года п. 5 ст. 26 и ст. 28 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" ввиду противоречия этих норм Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 17 июля 2008 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления заместителю прокурора Свердловской области об оспаривании пункта 5 статьи 26 и статьи 28 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год".
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение противоречащим нормам материального права.
Согласно пункту 5 статьи 26 Закона Свердловской области в случае нецелевого использования средств, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) в форме бюджетных кредитов на осуществление отдельных целевых расходов, финансовый орган Свердловской области вправе осуществлять погашение задолженности местных бюджетов по таким кредитам за счет средств межбюджетных трансфертов, выделенных соответствующим местным бюджетам в соответствии с настоящим Законом, за исключением субвенций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим п. 5 ст. 26 оспариваемого Закона области, суд сослался на то, что нормы статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие, в том числе и предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, не предусматривают способ возврата бюджетного кредита в случае нецелевого использования средств, предоставляя указанные полномочия законодательного регулирования данных финансовых правоотношений субъекту Российской Федерации.
Однако данный вывод суда основан на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно абз. 3 части 6 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются лишь основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов.
Таким образом, право субъекта Российской Федерации на установление способа возврата бюджетного кредита законодательством не предусмотрено.
Более того, способ возврата бюджетного кредита предусмотрен нормами абз. 3 ч. 2 ст. 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени согласно ч. 4 ст. 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных районов в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Общие требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов разработаны и утверждены приказом Минфина России от 12.11.2007 N 104н.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемый п. 5 ст. 26 Закона Свердловской области предусматривает основания и способ возврата бюджетного кредита, предоставленного из областного бюджета муниципальному образованию, в случае нецелевого использования средств, погашение которого вправе осуществлять финансовый орган Свердловской области в порядке, установленном указанным Законом, и, следовательно, не может противоречить абз. 3 ч. 6 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым регулируются иные бюджетные правоотношения, основан ошибочном толковании норм материального права.
Согласно ст. 28 Закона Свердловской области бюджетные кредиты из областного бюджета юридическим лицам могут быть предоставлены на следующие цели:
1) на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота для последующей передачи в финансовую аренду (лизинг) сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, - 40988,0 тысяч рублей; (в ред. Областного закона от 27.06.2008 N 45-ОЗ)
2) на закупку продовольственного зерна для последующей (промышленной) переработки - 271517,0 тысяч рублей; (в ред. Областного закона от 27.06.2008 N 45-ОЗ)
3) на выполнение проектных работ и внедрение установок комбинированной выработки тепловой и электрической энергии - 11000,0 тысяч рублей;
4) на реализацию мероприятий по разработке, производству и внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, оборудования, материалов - 38500,0 тысяч рублей;
5) на реализацию инвестиционных проектов организаций лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2006-2008 годы - 28500,0 тысяч рублей;
6) на реализацию мероприятий развития химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в Свердловской области на 2007-2009 годы - 10000,0 тысяч рублей;
7) на реализацию мероприятий по техническому перевооружению и модернизации машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Свердловской области на 2007-2011 годы - 90000,0 тысяч рублей;
8) на реализацию мероприятий по развитию текстильного, швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви в Свердловской области на 2007-2010 годы - 2000,0 тысяч рублей;
9) на реализацию мероприятий по производству и освоению новых видов лекарственных средств в организациях Свердловской области на 2007-2010 годы - 10000,0 тысяч рублей;
10) на реализацию областной инвестиционной программы "Развитие производства медицинской техники в организациях Свердловской области" на 2007-2010 годы - 16000,0 тысяч рублей;
11) на реализацию областной инвестиционной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы - 8700,0 тысяч рублей;
12) на закупку государственными унитарными предприятиями Свердловской области топлива, необходимого для отопления жилых помещений, а также нежилых помещений, в которых расположены областные государственные учреждения социальной сферы или муниципальные учреждения социальной сферы, - 300000,0 тысяч рублей;
13) на закупку молока, мяса, картофеля, овощей, дикорастущих плодов, ягод и грибов у граждан для последующей (промышленной) переработки - 300000,0 тысяч рублей. (в ред. Областного закона от 27.06.2008 N 45-ОЗ)
2. Установить предельный объем предоставления из областного бюджета бюджетных кредитов юридическим лицам на срок в пределах 2008 года - 671517,0 тысяч рублей, (в ред. Областного закона от 27.06.2008 N 45-ОЗ).
Установить предельный объем предоставления из областного бюджета бюджетных кредитов юридическим лицам на срок, выходящий за пределы 2008 года, - 455688,0 тысяч рублей, (в ред. Областного закона от 27.06.2008 N 45-ОЗ).
3. По кредитам, предоставляемым из областного бюджета юридическим лицам на цели, указанные в подпунктах 1, 13 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По кредитам, предоставляемым из областного бюджета юридическим лицам на цели, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По кредитам, предоставляемым из областного бюджета юридическим лицам на цели, указанные в подпунктах 3-11 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По кредитам, предоставляемым из областного бюджета юридическим лицам на цели, указанные в подпункте 12 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в размере 1/12 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
4. Решения о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам принимаются Правительством Свердловской области по результатам рассмотрения подаваемых и рассматриваемых в установленном им порядке заявок юридических лиц на предоставление бюджетных кредитов. В случаях, предусмотренных законами Свердловской области и (или) нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Свердловской области, эти решения принимаются по результатам отбора.
Суд пришел к выводу о том, что статья 28 Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2008 год", регулирующая предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам, в силу требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает именно цели, условия, порядок предоставления бюджетных кредитов и бюджетные ассигнования.
Какие-либо иные правоотношения данная норма не регулирует и не противоречит абз. 4 ч. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), которые могут предоставляться только Российской Федерации, и, следовательно, данные правоотношения не могут регулироваться законами субъектов Российской Федерации, поскольку эти правоотношения относятся к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.
Вывод суда основан на неправильной оценке обстоятельств и не отражает фактически заявленных требований.
Оспаривая нормы статьи 28 Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2008 год", которой предусмотрено предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам, в том числе на такие цели как приобретение сельскохозяйственной техники, реализацию инвестиционных проектов и выполнение проектных работ, заявитель исходил из того, что согласно абз. 1 п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных главой 15 Бюджетного кодекса РФ.
Нормами ст. 30 Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2008 год" привлечение государственных внутренних заимствований Свердловской области не предусмотрено, следовательно, выдача бюджетных кредитов юридическим лицам за счет средств областного бюджета противоречит абз. 4 п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условия предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам в силу действующих с 1 января 2008 года норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации носят закрытый характер, что свидетельствует о невозможности их расширения законодательством субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
С учетом того, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон, а обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены имеющимися доказательствами, Судебная коллегия считает, что имеются основания для принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Как видно из материалов дела, оспариваемые нормы до принятия настоящего судебного постановления применялись для реализации прав организаций, Судебная коллегия находит возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления нового решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 17 июля 2008 года отменить.
Принять новое решение, которым признать недействующими пункт 5 статьи 26 и статью 28 Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2008 год" с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 45-Г08-17
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)