Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-508
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.В.П. о признании недействующим Приложения к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года", в части утверждения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей по кассационной жалобе Т.В.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения Т.В.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 21 утверждены, согласно Приложению к нему, размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на II квартал 2008 г. для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с указанным Приложением утверждена, в частности, средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 марта 2008 года, регистрационный номер 11310, опубликован "Российская газета" N 56, 15 марта 2008 года.
Гражданка Т.В.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения к Приказу Минрегиона России от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года", в части утверждения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей. При этом заявительница указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют ч. 1 статьи 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не содержит положений, позволяющих уполномоченному органу государственной власти ограничивать какими-либо пределами размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Минрегион России использовал механизм расчета рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, предусматривающий применение ограничений, что привело к установлению норматива, который не соответствует действительной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, сложившегося в Московской области.
В подтверждение требований указала, что размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Московской области на II квартал 2008 г. для расчета размера субсидий на приобретение жилого помещения не соответствует реальной средней рыночной стоимости жилья в Московской области. Жилищные субсидии, рассчитанные с использованием данного норматива, не позволяют инвалидам и пенсионерам приобрести жилое помещение соответствующего размера, отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания.
Верховный Суд Российской Федерации постановил вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения просит в кассационной жалобе Т.В.П., считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая заявителем норма Приложения к Приказу установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в рамках предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Федеральный закон (статья 5) от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, определяется исходя из:
состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Анализ вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод, что законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный определять ежеквартально среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития Российской Федерации. Определение указанных показателей осуществляется не произвольно, а в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (пункт 3 Постановления).
Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 39.
Судом установлено, что средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Московской области на II квартал 2008 года в размере 36550 рублей определена на основании данных Росстата, поступивших в Министерство регионального развития Российской Федерации, о средней цене типового жилья на первичном рынке в Московской области в IV квартале 2007 года - 56019 рублей, на вторичном рынке - 54315 рубля, стоимости строительства - 24666 рублей, сведений мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади по указанной области - 35797 рублей. Также были учтены:
ожидаемый рост стоимости строительной продукции, прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, коэффициент определяющий соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах, коэффициент, учитывающий долю затрат покупателя на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая заявительницей норма Приложения к Приказу, в части установления средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2008 года по Московской области в размере 36550 рублей, установлена Министерством регионального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, Методики, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 39, на основании объективных данных.
При таких обстоятельствах, нельзя признать обоснованным довод кассационной жалобы о том, что механизм расчета рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья приводит к установлению норматива, который не соответствует действительной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, в связи с чем, не позволяет указанной в законе категории лиц приобрести жилое помещение соответствующего размера, по ценам, существующим на рынке жилья в месте их проживания на момент предоставления субсидии.
Довод в кассационной жалобе о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам настоящего дела, неоснователен. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренной заявителем нормы Приложения к Приказу и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Приложение к Приказу, в части установления средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2008 г. по Московской области в размере 36550 рублей, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявительницы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т.В.П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-508
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)