Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 93-ВПР08-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области об оспаривании бездействия Собрания представителей Омсукчанского района по представлению заместителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постановление президиума Магаданского областного суда от 11 января 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего постановление президиума областного суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в Омсукчанский районный суд Магаданской области с заявлением об оспаривании бездействия Собрания представителей Омсукчанского района. Указал, что Решением Собрания представителей Омсукчанского района от 27.06.2005 N 2 принят Устав муниципального образования "Омсукчанский район". Устав прошел государственную регистрацию в установленном порядке, опубликован и вступил в силу. Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения муниципального района. В нарушение положений статьи 15 указанного Федерального закона статья 10 Устава муниципального образования "Омсукчанский район" не содержит следующих вопросов местного значения:
содержание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Собрания представителей Омсукчанского района и обязать названный орган принять решение о включении указанных вопросов в Устав муниципального образования "Омсукчанский район".
Решением Омсукчанского районного суда Магаданской области от 16 июня 2006 года заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие Собрания представителей Омсукчанского района. Названный орган местного самоуправления обязан принять дополнения к своему Уставу и включить в перечень вопросов местного значения указанные прокурором вопросы.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением президиума Магаданского областного суда от 11 января 2007 года решение суда отменено, производство по делу прекращено.
В представлении заместитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации просит постановление президиума отменить, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи от 7 августа 2008 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в редакции, действовавшей на день подачи настоящего представления, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являлись существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом надзорной инстанции при рассмотрении данного дела.
Президиум Магаданского областного суда, отменяя решение районного суда и прекращая производство по делу, обоснованно руководствовался частью 1 статьи 220 ГПК РФ и исходил из вывода о том, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 93-ВПР08-1
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)