Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-550
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В.А., Ю.А.А. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 9, абзаца второго пункта 18, абзаца четвертого пункта 26, абзаца первого пункта 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, Приложения N 4 к этой Инструкции, подпункта "а" пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, по кассационной жалобе А.В.А. и Ю.А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации О.А.А., Ц.А.В., Министерства внутренних дел Российской Федерации М.Г.В., Федеральной миграционной службы Ш.Я.Б., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция от 2 октября 2007 года N 400).
Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 года, за N 10454, опубликована в "Российской газете" от 12, 22 декабря 2007 года NN 284, 288.
Оспариваемыми заявителями положениями Инструкции установлено:
- военный комиссариат до 1 ноября запрашивает от органов, включенных в перечень (приложение N 2 к данной Инструкции) списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с приложением N 3 к данной Инструкции; от руководителей образовательных учреждений, в которых граждане обучаются, - заполненные анкеты на этих граждан согласно приложению N 4 к данной Инструкции (подпункт "б" пункта 9);
- в случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет (абзац второй пункта 18);
- граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены военным комиссаром или лицом, его замещающим, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование (первое предложение абзаца четвертого пункта 26);
- на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам; призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается (абзац первый пункта 47).
В приложении N 4 к Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 приведена форма анкеты на гражданина, пояснения по ее заполнению и форма запроса военного комиссара руководителю образовательного учреждения (организации) на сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция от 10 сентября 2007 года N 366/789/197) (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 октября 2007 года за N 10315, опубликована в "Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 5 ноября 2007 года, N 45).
Подпунктом "а" пункта 4 названной Инструкции предусмотрено, что военные комиссары составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года.
А.В.А. и Ю.А.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании перечисленных нормативных положений частично недействующими, ссылаясь на то, что они являются гражданами Российской Федерации и могут быть призваны для прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации, оспариваемые положения затрагивают их права и законные интересы, возлагают на них дополнительные обязанности.
В обоснование заявленных требований указали что:
- подпункт "б" пункта 9 Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 и приведенная в Приложении N 4 форма анкеты устанавливают обязанность граждан по предоставлению в военный комиссариат посредством руководителей образовательного учреждения, в котором они обучаются, персональных данных для их последующей обработки с использованием средств автоматизации, требуемые сведения не входят в исчерпывающий перечень сведений, установленный пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и их предоставление без согласия гражданина является нарушением части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", а также Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (заключена в г. Страсбурге 28 января 1981 г.);
- абзац четвертый пункта 26 этой Инструкции предусматривает направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, на амбулаторное или стационарное обследование не только военным комиссаром, но и лицом, его замещающим, тогда как в силу пункта 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, таким полномочием наделен непосредственно сам военный комиссар, но не лицо, его замещающее;
- абзац первый пункта 47 Инструкции ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность призывников, поскольку зачисление их в резерв и оставление на сборном пункте на неопределенный срок фактически представляет собой лишение свободы без судебного решения, что противоречит части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- абзац второй пункта 18 названной Инструкции и подпункт "а" пункта 4 от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, наделяющие военных комиссаров полномочиями извещать орган внутренних дел о необходимости обеспечения явки гражданина (в случае его уклонения от постановки на воинский учет), составлять и направлять в органы внутренних дел и военный комиссариат соответствующего субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года, допускают насильственное доставление граждан в военный комиссариат, что возможно только на основании федерального закона, и дают военным комиссарам право по своему усмотрению определять, кто из граждан уклонился от исполнения воинской обязанности, тогда как уклонение от призыва на военную службу является преступлением, признать гражданина виновным в совершении которого вправе только суд.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований просят в кассационной жалобе А.В.А. и Ю.А.А. Указывают, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые положения вышеупомянутых нормативных правовых актов, сопоставив их с требованиями федерального законодательства, регулирующего вопросы в области воинской обязанности и военной службы, пришел к правильному выводу о том, что они соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 4 декабря 2007 года) и согласно его статьям 8, 9, 10, 26 Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету, и организацию призыва граждан на военную службу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 названного Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации не пребывающих в запасе утверждена Министерством обороны Российской Федерации в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что подпункт "б" пункта 9 Инструкции, возлагающий на военный комиссариат обязанность запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются, не возлагает на граждан, как полагают заявители, дополнительной обязанности по заполнению анкеты.
Как правильно указал суд в решении, согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять этот документ. Форма анкеты на гражданина, приведенная в Приложении N 4 к Инструкции, не содержит сведений, сообщение которых руководителем образовательного учреждения противоречило бы закону и нарушало бы права граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
В анкете запрашиваются сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и заполненные анкеты используются военным комиссариатом для определения пригодности этих граждан к подготовке по военно-учетным специальностям, а также определения вида, рода войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу при призыве на нее, что соответствует пункту 4 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которым предусмотрено включение в документы воинского учета сведений о профессиональной пригодности гражданина к подготовке по военно-учетным специальностям и к воинской службе на воинских должностях, и части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" устанавливающей что, согласия субъекта персональных данных, не требуется, в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Запрашиваемые в анкете сведения используются для включения в документы воинского учета данных, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Правильным является и вывод суда о том, что абзац четвертый пункта 26 Инструкции, предусматривающий направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, лицом, замещающим военного комиссариата, или лицом его замещающим, соответствует пункту 2 статьи 12 Положения о порядке п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-550
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)