Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 92-Г08-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 06.07.2006 г. N 1889 ВХ-I "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в части по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 июля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя Правительства Республики Тыва М.К.С. на кассационное представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Л.Е., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-I "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в части слов "оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами".
В соответствии с п. 5 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в перечень дополнительных выплат входит ежемесячное денежное поощрение.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (ч. 6 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что ежемесячное денежное поощрение исчисляется исходя из должностных окладов без учета их увеличений (повышений) в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, изданными в отношении отдельных категорий федеральных гражданских служащих (лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы).
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона N 79-ФЗ установлен принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
В нарушение указанного принципа законодательства о государственной гражданской службе ст. 8 Закона РТ установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по государственным органам дифференцированно относительно оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами указами Председателя Правительства Республики Тыва.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона РТ оклад денежного содержания составляют должностной оклад и оклад за классный чин.
Таким образом, федеральным законодательством установлено исчисление ежемесячного денежного поощрения исходя из должностного оклада, а Законом РТ - исходя из оклада ежемесячного денежного содержания, который состоит из должностного оклада и оклада за классный чин.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-I "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 31 июля 2008 года постановлено: в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-I "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в части слов "оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами" отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии со ст. 50 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
До 1 января 2008 года размер оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждении субъекта Российской Федерации не могли превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений при условии предоставления дотаций бюджету субъекта Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2008 года имеет место иное правовое регулирование вышеназванных вопросов.
Согласно п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 130 БК РФ субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетные: финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права: превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Правительством РФ нормативы формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации на 2008 г. утверждены 21 января 2008 г. и составляют для Республики Тыва 9,0%., а фактические расходы на содержание органов государственной власти Республики Тыва на 2008 г. составили 8,7% от доходов.
Нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъектов не установлены.
Размеры и состав ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации не регулируются.
Нормами п. 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Суд проанализировал нормы ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в совокупности с положениями п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 26.14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и сделал правильный вывод о том, что оспариваемые положения ст. 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 г. "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" не противоречат федеральному законодательству.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определены основные принципы государственной гражданской службы, в том числе принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Положения, которыми предусматриваются основание оплаты труда - ежемесячное месячное вознаграждение, относится к принципу единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а право устанавливать размер этого вознаграждения в силу п. 2 ст. 26.14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставлено органам государственной власти субъекта.
Дотационность бюджета Республики Тыва в силу ст. 130 БК РФ может влиять лишь на нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 92-Г08-16
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)