Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 19 мая 2011 г.
N УП-237
Концепция
автоматизированной информационной системы Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан
Уфа-2011
1. Введение
Концепция автоматизированной информационной системы Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан (далее - Концепция) определяет цели и задачи, общую функциональную архитектуру и состав информационного обеспечения системы, а также этапы ее создания и последующей эксплуатации.
Концепция подготовлена на основе анализа возможности автоматизации процессов сбора, обработки и представления информации, необходимой органам государственной власти Республики Башкортостан для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан, улучшения качества управления в органах государственной власти Республики Башкортостан, в том числе и в условиях кризисных ситуаций.
2. Основания для разработки настоящей Концепции
Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 536 "Об основах стратегического планирования в РФ";
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1088 "О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление".
3. Актуальность работ
Работы по созданию автоматизированной информационной системы (далее - АИС) Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан направлены на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Система создается как комплексная вертикально интегрированная автоматизированная информационная система на основе взаимодействия федеральных, ведомственных, муниципальных и корпоративных информационных ресурсов и систем.
4. Цель создания системы
4.1. Основные цели создания системы
Основными целями создания системы являются:
1) повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан;
2) повышение качества информационной поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти Республики Башкортостан на основе интеграции, регулярного, бесперебойного представления и анализа достоверной и актуальной информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан;
3) улучшение качества управления в органах государственной власти Республики Башкортостан.
При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются:
1) разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации, в том числе документированной о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан на всех этапах их выполнения с использованием средств электронной цифровой подписи, формирования и хранения соответствующих информационных ресурсов;
2) создание современных экономико-математических методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых предложений, позволяющих формировать при этом сбалансированные управленческие решения;
3) создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан между структурными подразделениями Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, территориальными органами федеральных органов государственной власти по Республике Башкортостан и органами местного самоуправления;
4) гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Создание системы позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру для мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан и исполнению ими своих полномочий.
4.2. Назначения системы
Основными назначениями системы являются:
1) информационное и научно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, в том числе осуществление мониторинга, анализа и контроля:
- социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан;
- планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований и Республики Башкортостан в целом;
- исполнения принятых Правительством Республики Башкортостан решений;
- хода реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Правительства Республики Башкортостан;
- выполнения приоритетных национальных проектов на территории Республики Башкортостан;
- эффективности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан;
2) информационная и научно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений, в том числе связанных с развитием следующих базовых секторов экономики и социальной сферы Республики Башкортостан:
- топливно-энергетического комплекса;
- нефтегазохимического комплекса;
- электроэнергетики;
- имущественного комплекса;
- транспортной инфраструктуры;
- агропромышленного комплекса;
- лесопромышленного комплекса;
- горнопромышленного комплекса;
- сферы услуг;
- социальной сферы;
- обеспечения безопасности жизнедеятельности;
3) обеспечение эффективного межведомственного, межмуниципального и межрегионального информационного обмена;
4) решение задач, связанных с накоплением, обработкой, предоставлением, распространением и использованием информации, в том числе интеграции предметных баз данных и комплексного представления отраслевой информации, характеризующей базовые сектора экономики и социальную сферу Республики Башкортостан.
5. Требования, предъявляемые к системе
При создании и развитии системы должно быть обеспечено выполнение основных и специальных требований.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
1) системность, состоящая в рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы системы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
2) открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
3) стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
4) осуществление согласованных между собой процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей.
К специальным требованиям, предъявляемым к системе, относятся:
1) полнота информации, обеспечивающей эффективную информационно-аналитическую поддержку при решении полного комплекса функциональных задач в рамках управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан - планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования;
2) иерархичность представляемой в систему информации независимо от организационного и территориального распределения пользователей системы;
3) комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан;
4) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (терминологическая система показателей, форматы представления данных, регламенты отчетности);
5) переносимость элементов системы, состоящая в обеспечении возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
6) комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
6. Состав и структура системы
Основными компонентами системы являются:
1) информационный компонент, обеспечивающий автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения и представления информации о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан пользователям системы;
2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий;
3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения информационной безопасности с учетом фактора системности их развития;
4) автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации о социально-экономических, общественно-политических и кризисных и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и для организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
5) центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;
6) Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан - организационно-техническое объединение компактно размещенных технических подсистем и рабочих мест для высших должностных лиц Правительства Республики Башкортостан и экспертов, предназначенное для обеспечения поддержки принятия решений руководством и специалистами исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в повседневной деятельности и в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций;
7) выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;
8) ведомственный сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан Правительства Республики Башкортостан за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе качества управления приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Башкортостан;
9) сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан к Ситуационному центру Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Программно-технические комплексы системы призваны обеспечивать сбор из разных источников информации, обработку, хранение и представление информации о социально-экономическим развитии Республики Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, а также взаимодействие пользователей системы и ее подсистем на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности.
Проектирование, внедрение и эксплуатация компонентов системы производится в соответствии с техническими решениями системы и потребностями соответствующих органов государственной власти. Для каждой категории пользователей системы реализуются мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования.
В качестве инструмента работы с системой и обеспечения доступа к содержащимся в ней данным может использоваться веб-браузер.
7. Информационный компонент системы
Информационный компонент системы предназначен для системной интеграции базовых технологий сбора, обработки, хранения и представления информации с целью обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности пользователей на всех этапах реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан проектов за счет:
- мониторинга, анализа и контроля социально-экономических, общественно-политических, кризисных и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан;
- формирования исходных (плановых) показателей (результативности, ресурсоемкости, сроков) реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан органами государственной власти Республики Башкортостан;
- мониторинга фактических показателей (результативность, ресурсоемкость, сроки) хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан с целью оценки их отклонений от плановых значений;
- представления исходной информации и результатов аналитической обработки данных о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и результативности деятельности органов государственной власти по их выполнению, а также оценки и прогнозирования рисков успешной реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и моделирования возможных путей их минимизации.
Требуемое качество как самостоятельного, так и совместного решения указанных функциональных задач обеспечивается реализацией базовых технологий сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан в соответствующих компонентах системы.
Функциональность системы должна обеспечивать информационную поддержку принятия решений по комплексам задач системы следующего состава:
1) "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности";
2) "Управление программами и проектами";
3) "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан";
4) "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан";
5) "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан";
6) "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан";
7) "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан";
8) "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан".
Информационное обеспечение функционирования системы обеспечивается использованием всевозможных каналов сбора данных, включая:
1) доступ к информационным системам общефедерального уровня;
2) взаимодействие с ведомственными информационными системами и территориальными центрами управления;
3) использование данных и специализированных информационных систем регионального уровня;
4) организации целевого сбора сведений с помощью формирования запросов или анкетирования;
5) обработки сводных отчетных материалов, поступающих в Республику Башкортостан по различным направлениям деятельности.
7.1. Требования к реализации комплексов задач системы
7.1.1. Требования к комплексу задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности"
Комплекс задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности" предназначен для проведения стратегического анализа развития Республики Башкортостан. Данный комплекс должен обеспечивать решение следующих задач:
1) оценку условий и факторов, формирующих внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, включая стратегические риски для устойчивого развития Республики Башкортостан в целях подготовки на региональном уровне единых исходных данных для стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности;
2) оценку степени соответствия планируемых на региональном уровне программно-целевых социально-экономических мероприятий задачам устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, возможность организации сценарного прогноза развития ситуации;
3) анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и использования ресурсов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;
4) оценку эффективности расходования ресурсов на устойчивое развитие Республики Башкортостан с учетом обеспечения национальной безопасности.
7.1.2. Требования к комплексу задач "Управление программами и проектами"
Комплекс задач "Управление программами и проектами" предназначен для целевого обеспечения информационной поддержки управления и принятия решений следующим по наиболее значимым комплексным направлениям деятельности Правительства Республики Башкортостан:
1) мониторинг целевых параметров и показателей утвержденных программ и планов и их индикативное представление в реальном масштабе времени;
2) мониторинг выполнения федеральных целевых программ, анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов;
3) подготовка ЖКХ к зимнему периоду;
4) строительство дорожно-коммуникационной инфраструктуры;
5) строительство жилищно-коммунальной инфраструктуры;
6) контроль за освоением месторождений природных ресурсов;
7) мониторинг и анализ кадровой ситуации в Республике Башкортостан;
8) мониторинг и анализ количества, качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан;
9) обеспечение мониторинга реализации приоритетных национальных проектов, комплексный анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов в Республике Башкортостан на региональном уровне управления.
Состав программ и проектов может корректироваться с учетом текущей ситуации, включая актуальные на текущий момент крупномасштабные задачи (проекты), требующие координации действий и концентрации усилий органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
7.1.3. Требования к комплексу задач "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан"
Комплекс задач "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан" предназначен для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений при формировании стратегии социально-экономического развития республики. Данный комплекс должен быть реализован на базе создания взаимосвязанного блока прогнозно-аналитических моделей социально-экономической обстановки в Республике Башкортостан на базе стандартизированных научно-методических подходов и обеспечивает решение следующих задач:
1) комплексная оценка экономической безопасности Республики Башкортостан;
2) анализ и оценка текущей социально-экономической обстановки, в том числе в аспекте индикативного управления;
3) прогнозирование возможных вариантов развития социально-экономической обстановки;
4) оценка последствий принимаемых решений и выработка рекомендаций по их оптимизации в оперативном и стратегическом плане.
7.1.4. Требования к комплексу задач "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан"
Комплекс задач "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан" предназначен для анализа социально-экономической ситуации в аспекте рынка труда и уровня жизни населения с целью выявления источников социальной незащищенности и предоставления информации для анализа, оценки ситуации и своевременного принятия мер по нормализации обстановки.
Данный комплекс задач должен решать следующие задачи:
1) анализ состояния рынка труда;
2) анализ деятельности службы занятости;
3) анализ состояния социального обеспечения;
4) оценка деятельности служб социальной защиты и поддержки населения (по категориям граждан), в том числе:
- здравоохранения;
- образования;
- пенсионного обеспечения;
- защиты материнства и детства;
- обеспечения жильем, продуктами питания, лекарствами и другими социально-значимыми услугами.
7.1.5. Требования к комплексу задач "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан"
Комплекс задач "Социально-политическая обстановка в Республики# Башкортостан" предназначен для поддержки процесса принятия решений в социально-политической сфере, в частности при формировании общественного мнения, изучении социального самочувствия населения и организации проведения предвыборных кампаний.
Комплекс задач является вспомогательным инструментом и предназначен для обеспечения полномасштабного исследования социально-политической ситуации при помощи опросов населения и экспертов, а также путем проведения модельных экспериментов.
Данный комплекс должен обеспечивать решение задач, обеспечивающих поддержку процессов социологического исследования социально-политической ситуации (включая автоматизацию разработки опросных листов, ввода анкет и обработки информации), мониторинга и анализа социально-политической ситуации, включая разработку эффективных стратегий проведения избирательных компаний, мониторинг текущих показателей их состояния.
Указанный комплекс задач должен обеспечивать анализ конфликтного потенциала Республики Башкортостан для выявления потенциальных сфер социальной напряженности в регионе, диагностику главных дестабилизирующих факторов, а также прогнозирование возникновения и развития конфликтных ситуаций с целью предоставления информации руководству Республики Башкортостан для выработки упреждающих мер или вариантов воздействия на сложившуюся обстановку в целях купирования конфликтов. Должно обеспечиваться структурирование и анализ причин возможных конфликтных ситуаций по формам: социальный, политический, экономический, религиозно-этнический, территориальный.
7.1.6. Требования к комплексу задач "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан"
Комплекс задач "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан" предназначен для постоянного контроля и оценки качества состояния окружающей среды Республики Башкортостан с целью своевременного выявления негативных тенденций и предоставления информации для принятия мер по стабилизации или исправлению ситуации.
Данный комплекс задач должен решать следующие задачи:
1) комплексный контроль нормативов качества окружающей природной среды, включающий:
- контроль нормативов качества атмосферы;
- контроль нормативов качества гидросферы;
- анализ качественного состояния земельных ресурсов и почвы;
2) мониторинг и анализ динамики экологической ситуации в Республике Башкортостан, включающий:
- оценку текущей экологической обстановки и тенденций ее развития;
- мониторинг и анализ динамики состояния природных комплексов;
- мониторинг и анализ воздействий предприятий на природную среду;
- контроль выполнения принятых программ по охране природной среды;
- мониторинг и анализ состояния особо охраняемых территорий;
- контроль выполнения законодательных требований по проведению государственной экологической экспертизы, а также соблюдению установленных условий и нормативов.
7.1.7. Требования к комплексу задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан"
Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" предназначен для поддержки принятия решений органами управления Правительства Республики Башкортостан в сфере обеспечения безопасности и координации действий всех органов власти и управления в интересах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" должен обеспечивать решение следующих задач:
1) анализ угроз безопасности и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций, оценку их масштабов и последствий на территории Республики Башкортостан;
2) поддержка системы мониторинга обстановки и предупреждения населения в случае природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС);
3) мониторинг состояния готовности сил и средств реагирования в ЧС;
4) определение зон чрезвычайных ситуаций по результатам мониторинга;
5) многовариантное планирование мероприятий по защите населения и окружающей среды в случае возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) организация оперативного реагирования при ЧС и поддержка управления в процессе локализации и ликвидации последствий ЧС.
7.1.8. Требования к комплексу задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан"
Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" предназначен для агрегатной оценки ситуации в регионе, основанной на объединении параметров всех входящих в СЦ моделей.
Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" должен обеспечивать решение следующих задач:
1) формирование системы обобщенных показателей оценки обстановки по актуальным сферам жизнедеятельности субъекта РФ и федерального округа;
2) получение агрегированной оценки состояния всех сфер управления;
3) анализ оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, полученной на основе показателей оценки эффективности, утвержденных указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825, от 28 апреля 2008 г. N 606, постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 322 и от 1 апреля 2010 года N 212, и разработка предложений по ее повышению;
4) анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в субъекте РФ, полученной на основе показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, и разработка предложений по ее повышению.
В рамках системы должен обеспечиваться доступ Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан к следующим общефедеральным информационным системам:
1) ИАС "Рынок труда" (Анализ и прогноз уровня безработицы и занятости населения в субъектах РФ");
2) ИАС "Федеральные целевые программы" (Мониторинг хода реализации федеральных целевых программ);
3) ИАС "Мониторинг ФО" (Мониторинг социально-экономического развития федеральных округов и субъектов РФ);
4) ИАС "Контроль ПНП" (Анализ хода выполнения приоритетных национальных проектов);
5) ИАС "Протестная активность" (Сбор информации об акциях протеста населения, анализ и прогноз уровня протестной активности в субъектах РФ);
6) "Система-Д" (Информационные фонды сообщений печатных и электронных СМИ, информационно-аналитических материалов);
7) "БЭГИ" (Цифровая база картографических данных. Тематические карты и схемы);
8) ИАС "Паспорта регионов РФ" (Общие сведения о регионе, общественно-политическая ситуация, электоральная характеристика, социально-экономическое положение);
9) "Органы управления" (Структура и должностные лица федеральных и региональных ОГВ, органов управления СНГ. Адреса и телефоны);
10) "Государственная система правовой информации - Законодательство России" (Официальные и периодические издания);
11) "Корпоративный портал СНГ" (документы международных организаций, договоры, статистическая отчетность, справочные материалы по СНГ, публикации СМИ, национальные законодательства);
12) ИАС "ФО" (мониторинг социально-экономического состояния субъектов РФ по качеству жизни населения, самообеспеченности сельхозпродуктами, инфляции и уровню промышленного развития).
Требования к целесообразному составу других каналов сбора данных и источников информации, должен определяться по результатам детального обследования в рамках проектирования системы.
7.2. Технологии организации сбора информации
Ввод данных в систему осуществляется с использованием:
1) автоматизированного рабочего места органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан - для представления планово-отчетных сведений о мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, ходе выполнения закрепленных за ними мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан;
2) автоматизированного рабочего места структурных подразделений Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан - для представления аналитических данных, а также сведений о результатах проведения контрольно-ревизионной деятельности и контроля за реализацией приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан;
3) Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Формат представления планово-отчетных сведений, порядок заполнения и представления отчетных форм о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан утверждаются Правительством Республики Башкортостан.
В систему вводится и обрабатывается информация, не имеющая ограничений доступа или имеющая такие ограничения не выше категории "конфиденциальная", представляемая и формируемая в соответствии с установленными порядком и форматом.
7.3. Технологии обработки и хранения информации
На уровне территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан и органов исполнительной власти Республики Башкортостан информация о мониторинге, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан хранится в ведомственных сегментах системы.
Органы исполнительной власти Республики Башкортостан, организующие мониторинг, анализ и контроль социально-экономических, общественно-политических ситуаций в Республике Башкортостан, реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, составляют отчетность и направляют ее в Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан.
В Ситуационном центре Президента Республики Башкортостан отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан проходит процедуру проверки достоверности предоставленных данных.
В случае выявления ошибок отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан органов местного самоуправления Республики Башкортостан возвращается на корректировку в органы исполнительной власти Республики Башкортостан.
Прошедшая экспертизу отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и информация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан направляется в неизменном виде в АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан.
Основными компонентами системы, обеспечивающими автоматизацию процедур обработки и хранения данных на межведомственном уровне, являются АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан, обеспечивающие сбор, обработку и хранение информации о мониторинге, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан от органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан и их обработку, а также подготовку информационно-аналитических материалов и их представление структурным подразделениям Администрации Президента Республики Башкортостан, Аппарата Правительства Республики Башкортостан и другим заинтересованным пользователям.
7.4. Аналитическая обработка информации
Технологии аналитической обработки информации о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан, о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан должны обеспечивать решение следующих задач:
1) мониторинг обстановки и предоставление обобщенной и детализированной информации в требуемом разрезе;
2) использование инструментов индикативного управления, контроль хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, выполнения решений;
3) оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан;
4) сравнительный анализ эффективности реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан как отдельными органами исполнительной власти Республики Башкортостан, так и муниципальными образованиями Республики Башкортостан;
5) моделирование развития ситуаций и предварительная оценка потенциальной эффективности принимаемых решений;
6) оценку и анализ общественного мнения по результатам социологических опросов населения и экспертных опросов;
7) выявление и анализ проблем управления приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе на основе экспертных опросов;
8) обеспечение взаимодействия с ситуационными центрами федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий.
Решение указанных задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации как на уровне ведомственных сегментов системы на основе типового решения, так и в целом за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан.
7.5. Представление информации
АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан должна обеспечить представление руководству Республики Башкортостан, а также органам государственной власти Республики Башкортостан полной, актуальной и достоверной отчетной и аналитической информации, достаточной для формирования объективной оценки о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, позволяющей обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений.
В целях обеспечения единства представления отчетности информация предоставляется с помощью единого пользовательского интерфейса для всех потребителей.
Постоянно обновляемые базы данных системы размещаются в центре обработки данных.
Предоставление информации вышеуказанным пользователям, руководителям координационных и совещательных органов и рабочих групп Правительства Республики Башкортостан, а также непосредственным ответственным исполнителям работ осуществляется в строгом соответствии с требованиями по разграничению их доступа и обеспечению персонифицированного подключения к системе.
Сетевые графики, табличные отчетные формы и другая справочная информация представляются как в экранных формах, так и при необходимости на бумажных носителях. При этом в системе обеспечивается вывод минимального набора информации, включающего:
- сетевые графики, отражающие соответствие плановых и фактических показателей реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, этапы и контрольные точки выполнения работ по отдельным мероприятиям, динамику их реализации и существующие отклонения от утвержденных сроков;
- оперативную информацию о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан;
- оперативную информацию о кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан;
- отчетные данные по реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, позволяющие провести визуальное сравнение результатов выполнения работ республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также отчетные документы и справочные материалы;
- информацию, отражающую уровень общественного мнения о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан;
- интегральные оценки выполнения приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан;
- аудио- и видеоинформацию, подтверждающую реализацию конкретных мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан.
Основными компонентами системы, обеспечивающими реализацию указанных функций на основе современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, являются выносные мультимедийные комплексы.
Выносные мультимедийные комплексы устанавливаются на рабочих местах Президента Республики Башкортостан, в структурных подразделениях Администрации Президента Республики Башкортостан, в структурных подразделениях Аппарата Правительства Республики Башкортостан, республиканских органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, участвующих в реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан.
Для представления аналитической обработки информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан используется Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан.
При этом в целях обеспечения предоставления свободного доступа граждан и организаций к информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, кризисных и чрезвычайных ситуациях, о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан часть указанной информации может размещаться на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан в сети Интернет в автоматизированном режиме в соответствии с утверждаемым регламентом, определяющим состав соответствующих сведений и порядок их публикации.
7.6. Организация межведомственного информационного обмена
В целях организации автоматизированного информационного взаимодействия и обмена на межведомственном уровне в рамках системы, а также между ней и другими государственными информационными системами необходимо обеспечить разработку и внедрение специальных интеграционных приложений.
Обмен данными на межведомственном уровне осуществляется в соответствии с требованиями, утверждаемыми Правительством Республики Башкортостан, или на основе специальных соглашений об информационном обмене, подписываемых заинтересованными сторонами.
8. Задачи телекоммуникационного компонента системы
Телекоммуникационный компонент системы является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности.
В соответствии с назначением системы телекоммуникационный компонент выполняет следующие основные задачи:
1) обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации;
2) обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.
Телекоммуникационный компонент системы включает в себя:
- Мультисервисную телекоммуникационную сеть органов государственной власти Республики Башкортостан;
- подсистему видеоконференцсвязи;
- сети связи специального назначения.
Организация обмена данными между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления осуществляется через Мультисервисную телекоммуникационную сеть органов государственной власти Республики Башкортостан.
Подсистема видеоконференцсвязи обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан и с их ситуационными центрами в режиме видеоконференции.
Сеть связи специального назначения используются для организации доступа Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан, к сервисам видеоконференцсвязи, обеспечивающим видеоконференцсвязь с Ситуационными центрами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
9. Цель и задачи компонента по обеспечению информационной безопасности
Целью компонента по обеспечению информационной безопасности системы является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям.
Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
- обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы;
- обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
- обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.
В системе защите подлежат:
- автоматизированные рабочие места пользователей системы, файл-серверы локальных вычислительных сетей, серверы баз данных локальных вычислительных сетей, специализированные серверы локальных вычислительных сетей, коммуникационное оборудование системы;
- базовое и прикладное программное обеспечение системы;
- статистическая и аналитическая информация, формируемая в результате взаимодействия пользователей между собой и компонентами системы.
Основными направлениями создания комплексной системы защиты информации являются:
- организационно-режимные меры защиты;
- защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
- защита от вирусных атак;
- обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации;
- защита информации от несанкционированного доступа.
10. Обеспечение создания, функционирования и развития системы
Создание системы осуществляется в 3 этапа:
I этап (2011 год) - проектирование и ввод в опытную эксплуатацию 1-й очереди системы;
II этап (2012 год) - проектирование и ввод в промышленную эксплуатацию 1-й и 2-й очереди системы;
III этап (2011 - 2013 годы) - развитие функциональных возможностей системы и ввод 3-й очереди системы в промышленную эксплуатацию.
На I этапе планируется:
- разработка системного проекта создания системы;
- создание макета основных компонентов системы;
- создание центра обработки данных;
- создание сегмента Мультисервисной телекоммуникационной сети органов государственной власти Республики Башкортостан в г. Уфе и подключение к ней всех органов государственной власти Республики Башкортостан;
- создание пилотного проектов ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан и Геопортала Республики Башкортостан, как подсистем АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан;
- подключение органов исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, к системе;
- создание системы видеоконференцсвязи в интересах обеспечения взаимодействия Администрации Президента# Правительства Республики Башкортостан с аппаратами органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления;
- отработка технологии сбора и обработки данных о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан в автоматизированном режиме и информационного наполнения системы;
- отработка технологии сбора и обработки данных о кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан с использованием возможностей Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в автоматизированном режиме;
- внедрение информационно-аналитической подсистемы контроля эффективности реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления по их выполнению;
- установка выносных мультимедийных комплексов в республиканских органах исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, структурных подразделениях Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан.
На II этапе планируется:
- подключение к системе органов местного самоуправления муниципальных образований (городских округов, поселений и муниципальных районов);
- интеграция системы с другими государственными и ведомственными информационными системами органов государственной власти, участвующих в реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан.
На III этапе планируется:
- модернизация технологий информационного наполнения и анализа данных о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан;
- создание 3-й очереди системы - создание муниципальных сегментов системы;
- подключение органов местного самоуправления к системе с установкой соответствующих автоматизированных рабочих мест;
- отработка технологий информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления с целью информационного наполнения системы.
Вместе с тем успешная реализация проекта по созданию системы требует формирования эффективной системы координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан, органов исполнительной власти Республике# Башкортостан и органов местного самоуправления.
Учитывая межведомственный характер проекта для обеспечения эффективного управления выполнением работ по созданию и развитию системы, необходимо:
- образовать межведомственную рабочую группу по созданию и развитию системы;
- определить государственного заказчика-координатора по созданию и развитию системы.
Основными функциями государственного заказчика-координатора являются:
- организация подготовки и проведения проектных работ по созданию системы, разработка необходимых документов, регламентирующих создание и функционирование системы, проведение технической экспертизы предлагаемых проектных решений;
- обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, общей координации работ и управления проектом;
- контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию проекта;
- подготовка обобщенных предложений по нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению реализации проекта по созданию и развитию системы;
- формирование технических и функциональных требований к компонентам системы;
- подготовка предложений по финансовому обеспечению мероприятий по созданию и развитию компонентов системы;
- координация проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих компонентов системы;
- приемка выполненных работ по созданию и развитию компонентов системы.
11. Ресурсное обеспечение создания и развития системы
В связи с тем, что создание системы носит комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом, основным источником финансирования соответствующих работ является республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан до 2016 года".
При этом главным распорядителем бюджетных средств на проектирование системы должен быть определен ее государственный заказчик-координатор.
Органы исполнительной власти субъектов Республики Башкортостан участвуют в формировании требований и приемке ведомственных сегментов системы, а также в последующем обеспечивают их эксплуатацию и информационное наполнение.
12. Ожидаемый социально-экономический эффект создания системы
Предполагается, что создание системы позволит:
- повысить эффективность, оперативность и качество принятия управленческих решений, а также контроля исполнения по основным направлениям деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан;
- повысить эффективность информационного взаимодействия органов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств;
- снизить трудозатраты на выполняемые вручную до создания системы операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.