Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2008 г. N ГКПИ08-1417
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-508 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.В.П. о признании недействующим Приложения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года", в части утверждения средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей, установил:
в соответствии с Приложением к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей.
Гражданка Т.В.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения к приказу Минрегиона России от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года", в части утверждения средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей.
Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют ч. 1 статьи 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодательством в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также с имущественными правами (часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 27, части 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ).
В судебном заседании Т.В.Н. поддержала заявленные требования и пояснила, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не может произвольно устанавливать рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья. Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не содержит положений, позволяющих данному органу государственной власти ограничивать какими-либо пределами размер средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья. Минрегион России использовал механизм расчета рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья, предусматривающий применение ограничений, что привело к установлению норматива, который не соответствует действительной стоимости 1 кв.метра общей площади жилого помещения, сложившегося в Московской области. Жилищные субсидии, рассчитанные с использованием данного норматива, не позволяют инвалидам и пенсионерам приобрести жилое помещение соответствующего размера, отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания.
Представители заинтересованных лиц Минрегиона России Г.С.В., А.Г.Л., Минюста России К.В.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти, соответствует Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При расчете средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья Минрегион России исходил из информации, предоставленной Росстатом, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья.
Выслушав объяснения Т.В.П., представителей заинтересованных лиц Минрегиона России Г.С.В., А.Г.Л., Минюста России К.В.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2008 года, регистрационный номер 11310 и опубликован в "Российской газете" N 56 15 марта 2008 года.
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, определяется исходя из:
состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 5 Федерального закона).
Законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный определять ежеквартально среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития Российской Федерации. Определение указанных показателей осуществляется не произвольно, а в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (пункт 3 Постановления).
В соответствии с пунктом 2.2 Методики определения норматива стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденной приказом Минрегиона России от 12 апреля 2006 г. N 39, размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по каждому субъекту Российской Федерации определяется ежеквартально по формуле:
РПС = ((Цп.р. + Цв.р. + СМ) х 0,92 х 0,85 + Сстр.)/n4 x Кдефл., где:
РПС - расчетный показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации;
Цп.р. - средняя цена типового жилья на первичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации;
Цв.р. - средняя цена типового жилья на вторичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации;
СМ - сведения мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на дату отчетного периода, предшествующую расчетному периоду, определяемые Министерством регионального развития Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации;
Сстр. - стоимость строительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
n4 - количество показателей, использованных при расчете (Цп.р., Цв.р., СМ, Сстр.);
Кдефл. - прогнозируемый коэффициент-дефлятор на период времени от отчетного до определяемого квартала.
"0,92" - коэффициент, учитывающий долю затрат покупателя, направленную на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью;
"0,85" - коэффициент, определенный как соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах.
Представители Минрегиона России представили суду объективные данные, на основании которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определил среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Московской области на второй квартал 2008 года 36550 рублей. При расчете средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области на II квартал 2008 года Минрегион России исходил из данных Росстата о средней цене типового жилья на первичном рынке в этой области в IV квартале 2007 года 56019 рублей и на вторичном рынке 54315, стоимости строительства 24666 рублей, сведений мониторинга рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области 35797 рублей, а также других показателей, установленных вышеназванной Методикой.
Доводы Т.В.П. о том, что размер предоставленной ей жилищной субсидии не позволяет приобрести жилое помещение в Московской области, где рыночные цены выше установленной Минрегионом России средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, не могут служить основанием для признания недействующим оспариваемого положения нормативного правового акта. Оказание государством помощи гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, чтобы они могли решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания условиями, не предполагает полную компенсацию расходов граждан по приобретению ими жилья.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, заявление Т.В.П. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Т.В.П. о признании недействующим Приложения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 21 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2008 года", в части утверждения средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Московской области 36550 рублей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2008 г. N ГКПИ08-1417
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2009 г., N 10 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-508 настоящее решение оставлено без изменения