Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2008 г. N ГКПИ08-1463
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N КАС08-491 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю.Н. о признании частично не действующим подпункта 6.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, установил:
подпунктом 6.1.2, расположенным в разделе 6 "Надбавки" Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (в редакции от 9 октября 2007 г.), предусмотрено, что надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливаются в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада, в том числе врачам-фтизиатрам противотуберкулезных учреждений (подразделений), работающим на фтизиатрических участках по обслуживанию взрослого и детского населения.
М.Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта 6.1.2 Положения недействующим в части, уменьшающей размер указанной надбавки за первые три года работы и требующей непрерывной работы для получения доплаты за каждые последующие два года, считая, что в этой части оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда.
Заявитель указал на то, что с 1984 года работал участковым врачом-фтизиатром, в 1992 году вынужден был сменить профессию в связи с заболеванием туберкулезом, с января 2008 года вновь работает участковым врачом-фтизиатром; при общем стаже работы в этой должности около 10 лет он лишен оспариваемым подпунктом Положения права на надбавку, тогда как постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, говоря в пункте 2 "к" о надбавках за стаж работы, не требует непрерывности этого стажа.
М.Ю.Н. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях указали на то, что надбавка, предусмотренная подпунктом 6.1.2 Положения, относится к стимулирующим выплатам, является дополнительной трудовой гарантией, направленной на повышение материальной заинтересованности работника в длительной работе в учреждениях здравоохранения, законодательство о труде не содержит правовых норм, определяющих иные условия выплаты указанной надбавки.
Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.А.С. и Министерства юстиции Российской Федерации М.В.И., возражавших против доводов заявления, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и занятости населения Российской Федерации предписано по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации определить размеры надбавок и доплат в процентном отношении, к числу которых относится и указанная в пункте 3 надбавка за продолжительность непрерывной работы.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно подпункту 5.2.54 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (в редакции от 2 июня 2008 г.), принимает нормативные правовые акты, устанавливающие должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, подпункт 6.1.2 которого оспаривается заявителем, разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", пунктом 5 которого установлено право учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея ввиду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Положение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 1999 г. за N 1943 и официально опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 ноября 1999 г. N 46, а также в "Российской газете".
Оспариваемый подпункт 6.1.2 включен в раздел 6 Положения, предусматривающий надбавки, входящие в систему оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании.
Пунктом 6.1 Положения установлены надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, максимальные размеры которых дифференцированы в зависимости от категории работников. Пунктом 6.2 Положения определен порядок исчисления стажа непрерывной работы, условия сохранения такого стажа.
Указанные надбавки, в том числе в размерах, закрепленных в подпункте 6.1.2 Положения для перечисленных в нем категорий работников, в состав которых включены врачи-фтизиатры противотуберкулезных учреждений (подразделений), работающие на фтизиатрических участках по обслуживанию взрослого и детского населения, по своему характеру относятся к стимулирующим выплатам, побуждающим работников к длительной работе в учреждениях здравоохранения.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем оспариваемое Положение, которыми бы устанавливались иные условия исчисления и размеры надбавок за стаж работы в учреждениях здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, не имеется.
Ссылка заявителя на подпункт "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (в заявлении ошибочно указана дата постановления - 29.12.2007 г.), лишена правовых оснований. Данный подпункт учитывает надбавки за выслугу лет (стаж работы), предусмотренные системой оплаты труда, для расчета среднего заработка, но не регулирует условия и основания установления таких надбавок.
Необоснованно и утверждение заявителя о противоречии оспариваемой нормы части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации и статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Подпункт 6.1.2 Положения не ограничивает право каждого на свободу труда, а является дополнительной трудовой гарантией работникам, длительное время проработавшим в учреждениях здравоохранения, устанавливает для всех перечисленных в нем категорий работников равные условия приобретения права на надбавку за непрерывный стаж работы.
Оспариваемые заявителем нормативные положения не отменяют и не умаляют закрепленные законодательством о труде права работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, соответствуют конституционным нормам и требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, а также изданным в его развитие постановлениям Правительства Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь частью 1 статьи 253, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления М.Ю.Н. о признании частично не действующим подпункта 6.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 июля 2008 г. N ГКПИ08-1463
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N КАС08-491 настоящее решение оставлено без изменения