Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2008 г. N ГКПИ08-1504
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Ю.Б. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 1102, установил:
Абзацем пятым пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N 1102, к числу основных функций Управления отнесено своевременное рассмотрение обращений граждан, а также их направление для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации, в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Б.Ю.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца пятого пункта 4 Положения недействующим в той мере, в которой изложенная в нем норма, по его мнению, позволяет Управлению Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан отказываться от рассмотрения по существу поднимаемых в обращениях граждан Российской Федерации вопросов в случае, когда их решение входит в компетенцию Президента Российской Федерации, и направлять поступившие обращения на рассмотрение в государственный орган, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что дважды обращался к Президенту Российской Федерации с жалобой на существенные и систематические нарушения Министерством обороны Российской Федерации условий заключенного с ним контракта о прохождении военной службы, оба его обращения были направлены на рассмотрение по компетенции в Министерство обороны Российской Федерации со ссылкой на оспариваемую им норму Положения, не соответствующую требованиям части 6 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", запрещающей направлять жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В судебном заседании Б.Ю.Б. поддержал свое требование, обосновывая его вышеприведенными доводами.
Помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Б.Л.И., уполномоченная представлять письменные объяснения в суды общей юрисдикции, в том числе по заявлениям об оспаривании актов Президента Российской Федерации, в письменных возражениях на заявление указала на то, что в связи с отсутствием у Президента Российской Федерации и его Администрации полномочий по разрешению споров, связанных с прохождением военной службы по контракту, обращение Б.Ю.Б. по вопросу нарушения условий заключенного с ним контракта о прохождении военной службы было направлено в Министерство обороны Российской Федерации, а повторное обращение - и в Главную военную прокуратуру, осуществляющую надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления. Считает абзац пятый пункта 4 Положения соответствующим требованиям части 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Президента Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела и оценив оспариваемую правовую норму на ее соответствие Федеральному закону, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации; в состав Администрации входят управления Президента Российской Федерации, положения о них утверждает Президент Российской Федерации (пункты 1, 3, 7 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 (в редакции от 20 марта 2007 г.).
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, согласно пунктам 1, 3 Положения о нем, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N 1102, является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, одной из основных задач Управления является обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.
В пункте 4 Положения определены основные функции указанного Управления, в состав которых абзацем пятым включено: своевременное рассмотрение обращений граждан; направление обращений для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации; направление обращений в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
По своему содержанию абзац пятый пункта 4 Положения соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 5 которого наделяет гражданина при рассмотрении его обращения правом получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Статье 5, закрепляющей права гражданина при рассмотрении обращения, корреспондирует часть 3 статьи 8 того же Федерального закона, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Абзац пятый пункта 4 Положения, вопреки утверждению заявителя, не допускает переадресацию обращений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента Российской Федерации, не позволяет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Данная норма, определяя основные функции Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Российской Федерации, не ограничивает права граждан при рассмотрении обращений, закрепленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не исключает и не изменяет порядка рассмотрения обращений граждан, установленного этим Федеральным законом.
Ссылка Б.Ю.Б. на то, что его обращения к Президенту Российской Федерации по вопросу, связанному с нарушением условий контракта о прохождении военной службы, были необоснованно направлены в Министерство обороны Российской Федерации, решение и бездействие которого им обжаловались, не имеет правового значения по настоящему гражданскому делу, рассматриваемому в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
В случае несогласия с принятым по обращению решением или действием (бездействием) заявитель не лишен возможности оспорить это решение (действие, бездействие) в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего рассматриваются судами в порядке главы 25 названного Кодекса с соблюдением правил подсудности гражданских дел.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Б.Ю.Б. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 1102, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2008 г. N ГКПИ08-1504
Текст решения официально опубликован не был