Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1680
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" о признании частично недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", установил:
НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части слов "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на товары народного потребления и услуги".
Как указывает заявитель, передача оспариваемым Постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по регулированию цен (тарифов) на товары народного потребления и услуг, а именно перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ограничивает его права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок коммерческим автотранспортом.
Также нарушает право предпринимателей на невмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов, поскольку хозяйствующие субъекты лишаются права самостоятельно координировать размер тарифа за проезд пассажира и провоз багажа в зависимости от изменения экономической ситуации по России и в пределах ее субъектов, что в значительной степени тормозит развитие в сфере пассажирских перевозок в отдельности и транспортной индустрии в целом.
Заявитель извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по тарифам (поручение от 15 сентября 2008 г. N ИШ-П13-5632).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ С.И.Г., М.Б.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ С.И.Г., М.Б.К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти в Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий (пункт 1).
Таким образом, государственное регулирование цен в Российской Федерации возможно не только на продукцию естественных монополий.
Данным Указом Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Во исполнение названного Указа Правительством Российской Федерации 7 марта 1995 г. утверждено постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 11, 13.03.1995 г., "Российской газете" N 53, 16.03.1995 г.
Пунктом 5 Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Так, согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также в порядке и случаях, установленных Федеральными законами, дополнительно финансируются за счет средств федерального бюджета и федеральных государстве
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1680
Текст решения официально опубликован не был