Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N КАС08-507
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.К.И., Н.Ф.С., С.А.П., Г.Е.П., М.Г.И., М.К.З. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа",
по кассационной жалобе К.К.И., Н.Ф.С., С.А.П., Г.Е.П., М.Г.И., М.К.З. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Российской Федерации 13 июня 2006 года принято постановление N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт опубликован "Собрание законодательства РФ" 19 июня 2006 года, N 25, ст. 2733, "Российская газета" N 131, 21 июня 2006 года.
Согласно пункту 1 Постановления нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.
Пунктом 2 Постановления установлено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В пункте 3 Постановления определено, что методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления признано утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов".
К.К.И., Н.Ф.С., С.А.П., Г.Е.П., М.Г.И., М.К.З. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления недействующим.
В подтверждение требования указали, что оспариваемое Постановление противоречит статьям 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ, статье 157 Жилищного кодекса РФ, постановлению Правительства от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", лишает органы местного самоуправления полномочий устанавливать нормативы потребления газа населением меньше предусмотренных оспариваемым актом, предоставляет право установления нормативов потребления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании данного Постановления Правительство Оренбургской области, на территории которой они проживают, издало постановление, определив в нем ничтожные условия договора газоснабжения, вынуждающие платить за газ без использования приборов учета газа больше, чем при применении счетчиков, нарушая их права и законные интересы.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в кассационной жалобе заявители, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагают, судом неправильно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что оспариваемое заявителями постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции предоставленной Правительству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 Правительство Российской Федерации определило порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Расчет нормативов определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого заявителями Постановления, предусматривающий установление нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа на основании норм потребления не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, указанных в приложении к Постановлению, не нарушает права заявителей, так как направлен на защиту прав граждан, не позволяя органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать нормы потребления размера оплаты газа конкретными потребителями, меньше объективно необходимого уровня обеспечения населения газом, тем самым, обеспечивая соблюдение требований пункта 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьи 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие обеспечение учета потребления энергии, определение количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, содержат законоположения о том, что иное может быть предусмотрено законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 539, п. 1 ст. 544).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации объем потребляемых услуг при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления газоснабжения, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 регулирует отношения, связанные с порядком определения нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, принято в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не противоречит ей.
Довод в кассационной жалобе о том, что в соответствии со статьями 539 и 541 Гражданского кодекса Российской Федерации у всех потребителей газа должны быть установлены приборы учета, несостоятелен, поскольку в указанных нормах такого положения не содержится.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют понятия "нормативы потребления" и "нормы потребления", а присутствие этих слов в любом правовом акте, имеющим заведомо меньшую силу, в частности в оспариваемом Постановлении, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что оспариваемое Постановление противоречит статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Закона РФ "О защите прав потребителей", несостоятельна поскольку, как правильно указал суд в решении, Постановление распространяется на всех потребителей, не имеющих приборов учета газа, и не допускает установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации различных условий публичного договора для абонентов, использующих газ, для бытового потребления без приборов.
Суд, проанализировав нормы Федерального закона, правильно истолковал смысл оспоренного нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Доводы в кассационной жалобе о нарушении судом норм процессуального права, опровергаются материалами дела и не могут служить основанием к отмене решения суда.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного правового акта, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.К.И., Н.Ф.С., С.А.П., Г.Е.П., М.Г.И., М.К.З. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная коллегия ВС РФ признала законным, что граждане при отсутствии приборов учета должны оплачивать газ (используемый для бытовых нужд) по нормативам, устанавливаемым регионами. При этом данные нормы устанавливаются не ниже минимально допустимых норм потребления.
Отклоняя доводы о том, что такой порядок оплаты не позволяет органам местного самоуправления устанавливать собственные нормативы потребления и вынуждает население платить за газ без использования приборов учета больше, чем при применении счетчиков, Коллегия пояснила следующее.
Оспариваемый акт направлен на защиту прав граждан, т.к. он не позволяет органам госвласти субъектов РФ устанавливать нормы потребления конкретными потребителями, меньше объективно необходимого уровня обеспечения населения газом. Действие акта распространяется на всех потребителей, не имеющих приборов учета газа, и не допускает установления регионами различных условий публичного договора для абонентов, использующих газ для бытового потребления.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N КАС08-507
Текст определения официально опубликован не был