В целях обеспечения реализации пункта 2 статьи 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан (далее - Методика).
2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в установленном порядке внести в Правительство Республики Башкортостан проект постановления Правительства Республики Башкортостан о внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 мая 2015 года N 174, в части закрепления полномочия по оценке эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан.
3. Поручить республиканским органам исполнительной власти, рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления в Республике Башкортостан обеспечить представление информации, предусмотренной в Методике, в пределах своей компетенции в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.
Первый заместитель |
Р.Х. Марданов |
Методика
оценки эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 28 августа 2015 г. N 345)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" для оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС) в Республике Башкортостан в отчетном году, которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную сферу и производится в целях выработки политики привлечения и использования ИРС.
1.2. Оценка эффективности использования ИРС ежегодно проводится Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) до 15 июня года, следующего за отчетным.
2. Предназначение и использование настоящей Методики
2.1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности использования иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Башкортостан: временно пребывающих на территории республики, временно проживающих в республике, постоянно проживающих в республике; осуществляющих трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу, студентов, квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.
2.2. Оценка эффективности проводится Уполномоченным органом ежегодно на основе информации республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан (по согласованию), представленной до 1 июня года, следующего за отчетным, согласно приложениям N 1-11 к настоящей Методике.
Результаты оценки эффективности ИРС используются при:
принятии решений в области политики привлечения и использования ИРС, в том числе при установлении ограничений на привлечение иностранных работников по видам экономической деятельности;
подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников на календарные текущий и предстоящий годы.
2.3. Результаты оценки эффективности используются Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников, состав которой утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2013 года N 268 (с последующими изменениями), для определения потребности в привлечении иностранных работников.
3. Направления оценки эффективности использования ИРС
3.1. Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
1) оценка влияния привлечения ИРС на рынок труда Республики Башкортостан, в том числе на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
2) оценка влияния использования ИРС на экономику Республики Башкортостан, в том числе модернизацию, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности ее отраслей;
3) оценка "степени давления" иностранных граждан на инфраструктуру Республики Башкортостан (расходов, связанных с пребыванием ИРС), в том числе возможности обеспечения социальных гарантий иностранным гражданам (предоставления медицинских и образовательных услуг), а также соотношения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, связанных с привлечением и использованием ИРС;
4) оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку в Республике Башкортостан.
4. Показатели оценки эффективности использования ИРС
4.1. Оценка эффективности использования ИРС осуществляется на основе анализа комплекса показателей, представленных в настоящей Методике, отражающих ситуацию в отчетном году и тенденции ее изменения в динамике за последние четыре года.
4.2. Проведение оценки эффективности использования ИРС осуществляется на основе численности населения Республики Башкортостан и структуры граждан, занятых в экономике Республики Башкортостан, а также структуры привлеченной ИРС по видам деятельности и квалификационным группам (приложения N 1 и N 2 к настоящей Методике).
4.3. При определении влияния привлечения ИРС на рынок труда Республики Башкортостан, в том числе на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы:
1) учитываются следующие показатели:
а) численность граждан, занятых в экономике Республики Башкортостан в целом и по видам деятельности;
б) численность иностранных граждан в целом и по видам экономической деятельности;
в) количество выданных разрешающих документов на работу;
г) количество выданных патентов;
д) количество свободных рабочих мест по банку вакансий службы занятости;
е) среднемесячная номинальная заработная плата по Республике Башкортостан, начисленная российским гражданам;
ж) среднемесячная номинальная заработная плата по Республике Башкортостан, начисленная иностранным работникам;
2) производится анализ следующих показателей:
а) динамика численности иностранных работников на территории Республики Башкортостан по категориям и видам экономической деятельности за последние четыре года (приложение N 2 к настоящей Методике);
б) доля иностранной рабочей силы в численности занятого в экономике населения по видам экономической деятельности по Республике Башкортостан (пункты 1-1.15 приложения N 3 к настоящей Методике);
в) изменение доли иностранных работников в численности занятых в экономике Республики Башкортостан за последние четыре года (заключение к приложению N 3 к настоящей Методике);
г) распределение потребности в работниках, заявленной работодателями, по видам экономической деятельности (пункты 1-1.15 приложения N 4 к настоящей Методике);
д) соотношение потребности в работниках по банку вакансий с численностью привлекаемых иностранных работников по видам экономической деятельности (пункты 2-2.15 графы 6 приложения N 2 и пункты 1-1.15 приложений N 4 и N 5 к настоящей Методике);
е) соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы иностранных работников и российских граждан, в том числе по видам экономической деятельности (приложение N 6 к настоящей Методике).
Показатели темпов изменения численности ИРС и доли ИРС в численности граждан, занятых в экономике Республики Башкортостан, сопоставляются с темпами изменения численности занятых в экономике Республики Башкортостан, что позволяет определить изменения в динамике численности ИРС в сравнении с динамикой численности граждан, занятых в экономике Республики Башкортостан.
4.4. При определении оценки влияния использования ИРС на экономику Республики Башкортостан, в том числе модернизацию, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности ее отраслей, а также доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, связанных с привлечением и использованием ИРС:
1) учитываются следующие показатели:
а) количество реализуемых инвестиционных проектов;
б) количество инвестиционных проектов, реализация которых невозможна без привлечения ИРС;
в) валовый региональный продукт (далее - ВРП);
г) оборот организаций по хозяйственным видам экономической деятельности;
2) производится анализ следующих показателей:
а) доля инвестиционных проектов, реализация которых невозможна без привлечения ИРС (пункты 1-3 приложения N 7 к настоящей Методике);
б) доля ВРП, приходящегося на ИРС (пункты 4 и 5 приложения N 7 к настоящей Методике);
в) вклад ИРС в производство товаров и услуг, определяемый как вклад ИРС в оборот организаций по хозяйственным видам экономической деятельности, который рассчитывается путем умножения доли ИРС в численности граждан, занятых в экономике Республики Башкортостан, в разрезе видов экономической деятельности на сумму оборота организаций по хозяйственным видам экономической деятельности (пункт 1 приложения N 3, пункты 6 и 7 приложения N 7 к настоящей Методике).
Динамика ВРП сопоставляется с численностью привлекаемой ИРС в целом, что позволяет проследить тенденции привлечения ИРС во взаимосвязи с динамикой экономического развития.
4.5. При определении "степени давления" иностранных граждан на инфраструктуру Республики Башкортостан, в том числе возможности обеспечения социальных гарантий иностранным гражданам (предоставления медицинских и образовательных услуг), а также соотношения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, связанных с привлечением и использованием ИРС:
1) учитываются следующие показатели (приложение N 8 к настоящей Методике):
а) количество иностранных граждан, которым была оказана медицинская помощь;
б) расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на оказание медицинской помощи иностранным гражданам;
в) количество детей иностранных граждан, обучающихся в дошкольных образовательных организациях и в общеобразовательных учреждениях;
г) расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на содержание и образование детей иностранных граждан в дошкольных образовательных организациях и в общеобразовательных учреждениях;
д) вклад ИРС в доходную часть бюджетов;
2) производится анализ следующих показателей:
а) расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан, связанные с привлечением и использованием ИРС, которые состоят из суммы расходов на медицинские и образовательные услуги, предоставленные иностранным гражданам (пункты 2, 4, 5 приложения N 8 к настоящей Методике);
б) вклад ИРС в доходную часть консолидированного бюджета Республики Башкортостан, который состоит из суммы налога на доходы физических лиц, поступившего в бюджет Республики Башкортостан от физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами (пункт 6 приложения N 8 к настоящей Методике);
в) совокупные расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан, связанные с привлечением и использованием ИРС, которые сопоставляются с вкладом ИРС в доходную часть консолидированного бюджета Республики Башкортостан (заключение к приложению N 8 к настоящей Методике).
4.6. При определении оценки влияния ИРС на криминогенную обстановку:
1) учитываются следующие показатели (приложение N 9 к настоящей Методике):
а) количество уголовных преступлений, в том числе по видам преступлений;
б) количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, в том числе по видам преступлений;
в) доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности соответствующих преступлений;
г) средний уровень преступности (число совершенных преступлений на 1000 человек);
д) средний уровень преступности среди иностранных граждан (число совершенных преступлений на 1000 иностранных граждан);
2) производится анализ следующих показателей:
а) доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, которая рассчитывается на основе сопоставления совокупного числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, с общей численностью уголовных преступлений (пункты 1-4 приложения N 9 к настоящей Методике);
б) средний уровень преступности среди иностранных граждан, который сопоставляется со средним уровнем преступности в целом по Республике Башкортостан (пункты 5 и 6 приложения N 9 к настоящей Методике).
Анализ показателей позволяет сделать заключение о влиянии иностранных граждан на криминогенную обстановку в Республике Башкортостан.
5. Итоговая оценка эффективности привлечения ИРС
5.1. Для итоговой оценки эффективности привлечения ИРС определен перечень показателей, характеризующих влияние привлекаемых иностранных работников по отдельным сферам (приложение N 10 к настоящей Методике), в следующем порядке:
1) удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности ИРС, привлекаемой на территории Республики Башкортостан, который позволяет охарактеризовать влияние привлечения ИРС на рынок труда Республики Башкортостан;
2) вклад ИРС в производство товаров и услуг (проценты к прошлому году) и вклад ИРС в доходную часть консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к прошлому году), которые позволяют оценить влияние привлечения ИРС на экономику Республики Башкортостан, в том числе модернизацию, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности ее отраслей;
3) доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений, которая характеризует влияние привлечения ИРС на социальную сферу.
5.2. Для каждого показателя оценки эффективности определено целевое значение, достижение (недостижение) которого характеризует данное направление как сферу, где привлечение иностранных работников неэффективно.
Оценка выполнения целевого показателя осуществляется путем присвоения каждому показателю соответствующего балла:
при достижении или превышении контрольного показателя - плюс 1 балл;
при недостижении контрольного показателя - минус 1 балл.
6. Выводы по оценке эффективности использования ИРС в Республике Башкортостан
6.1. По результатам оценки эффективности использования ИРС в Республике Башкортостан заполняются итоговые выводы по следующим позициям:
1) оценка эффективности по отдельным сферам влияния (пункты 1-3 приложения N 11 к настоящей Методике);
2) оценка выполнения значений целевых показателей (пункт 4 приложения N 11 к настоящей Методике);
3) соответствие объемов и структуры привлечения ИРС интересам и потребностям исходя из анализа экономической, социальной, политической и демографической ситуации в Республике Башкортостан (пункт 5 приложения N 11 к настоящей Методике);
4) доля показателей, по которым привлечение иностранных работников признано эффективным в общей доле показателей оценки эффективности, в том числе по отдельным сферам влияния (пункт 6 приложения N 11 к настоящей Методике). Использование ИРС считается эффективным, если доля составляет 0,5 и более, неэффективным, если доля - менее 0,5.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Данные о численности населения Республики Башкортостан и граждан,
занятых в экономике, в целом и по видам экономической деятельности
|
|
|
(тыс. человек) |
|||
N п/п |
Наименование показателя |
Отчетный период |
Орган, ответственный за представление данных |
|||
третий год, предшествующий отчетному году |
второй год, предшествующий отчетному году |
первый год, предшествующий отчетному году |
отчетный год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Численность населения Республики Башкортостан |
|
|
|
|
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (по согласованию) |
2 |
Численность экономически активного населения Республики Башкортостан |
|
|
|
|
|
3 |
Численность населения, занятого в экономике, - всего, в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
3.1 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
|
|
|
|
3.2 |
рыболовство, рыбоводство |
|
|
|
|
|
3.3 |
добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
3.4 |
обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
3.5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
|
|
|
|
3.6 |
строительство |
|
|
|
|
|
3.7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
|
|
|
|
|
3.8 |
гостиницы и рестораны |
|
|
|
|
|
3.9 |
транспорт и связь |
|
|
|
|
|
3.10 |
финансовая деятельность |
|
|
|
|
|
3.11 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
|
|
|
|
|
3.12 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
|
|
|
|
|
3.13 |
образование |
|
|
|
|
|
3.14 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
|
|
|
|
3.15 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Данные о численности и структуре иностранных работников,
осуществлявших трудовую деятельность, в целом и по видам экономической
деятельности
Заключение: _________________________________________________________
(о динамике численности иностранных работников на
территории Республики Башкортостан и структуре
привлекаемых иностранных работников по
квалификационным группам)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Сопоставление долей иностранной рабочей силы в численности занятого
в экономике населения по видам экономической деятельности по Республике
Башкортостан
Заключение: ________________________________________________________
(о соотношении долей иностранной рабочей силы в
численности населения, занятого в экономике, о степени
зависимости отдельных отраслей/видов деятельности от
привлечения иностранной рабочей силы и об изменении доли
иностранных работников в численности населения, занятого
в экономике)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Распределение потребности в работниках, заявленной работодателями,
по видам экономической деятельности
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Соотношение потребности в работниках по банку вакансий с
численностью привлекаемых иностранных работников по видам экономической
деятельности
Заключение: ________________________________________________________
(о соотношении потребности в работниках по банку
вакансий службы занятости и привлекаемых иностранных
работниках по видам деятельности (о влиянии миграции на
снижение напряженности на рынке труда за счет повышения
его сбалансированности))
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 6
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы
иностранных работников и российских граждан по видам экономической
деятельности
N п/п |
Наименование показателя |
Граждане Российской Федерации (статистические данные), рубли |
Иностранная рабочая сила (данные Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан), рубли |
гр. 3 по отношению к гр. 4, % |
Орган, ответственный за представление данных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Республике Башкортостан - всего, в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан (по согласованию) |
1.1 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
|
|
|
1.2 |
рыболовство, рыбоводство |
|
|
|
|
1.3 |
добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
1.4 |
обрабатывающие производства |
|
|
|
|
1.5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
|
|
|
1.6 |
строительство |
|
|
|
|
1.7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
|
|
|
|
1.8 |
гостиницы и рестораны |
|
|
|
|
1.9 |
транспорт и связь |
|
|
|
|
1.10 |
финансовая деятельность |
|
|
|
|
1.11 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
|
|
|
|
1.12 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
|
|
|
|
1.13 |
образование |
|
|
|
|
1.14 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
|
|
|
1.15 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
|
|
|
Заключение: _________________________________________________________
(о величине разрыва в зарплате между иностранными
работниками и российскими гражданами по видам
экономической деятельности)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 7
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Данные о показателях экономического развития Республики Башкортостан
Заключение: _________________________________________________________
(о динамике изменения вклада иностранной рабочей силы в
производство товаров и услуг)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 8
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Соотношение величины доходов и расходов бюджетной системы
Республики Башкортостан, связанных с привлечением и использованием
иностранной рабочей силы
Заключение по пунктам 1-5: _____________________________________________
(о "степени давления" иностранных граждан на
инфраструктуру Республики Башкортостан)
Заключение по пункту 6: _____________________________________________
(о соотношении доходов и расходов
консолидированного бюджета Республики
Башкортостан, связанных с привлечением и
использованием иностранной рабочей силы)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 9
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Данные об уровне преступности в Республике Башкортостан, связанной
с иностранными гражданами
Заключение: _________________________________________________________
(о влиянии иностранных граждан на криминогенную
обстановку в Республике Башкортостан)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 10
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Перечень целевых показателей эффективности использования
иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан и их
контрольные значения
|
|
|
|
(проценты) |
||
|
|
Значение целевого показателя |
|
|
||
N п/п |
Наименование показателя |
контрольное |
фактическое в отчетном году |
отклонение (+/-) |
Оценка баллов |
Вес целевого показателя |
1 |
Удельный вес привлекаемых квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы |
70,0 |
|
|
|
0,3 |
2 |
Вклад иностранной рабочей силы в производство товаров и услуг (проценты к прошлому году) |
75,0 |
|
|
|
0,3 |
3 |
Вклад иностранной рабочей силы в доходную часть консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к прошлому году) |
75,0 |
|
|
|
0,2 |
4 |
Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений |
1.0 |
|
|
|
0,2 |
5 |
Сводная оценка |
х |
х |
х |
|
1 |
Заключение: _________________________________________________________
(о выполнении значений целевых показателей)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 11
к Методике оценки эффективности
использования иностранной рабочей силы
на территории Республики Башкортостан
Выводы по оценке эффективности использования иностранной рабочей
силы в Республике Башкортостан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2015 г. N 345 "Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 1 сентября 2015 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 27 (501) от 22 сентября 2015 г., ст. 1169
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2018 г. N 152
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2017 г. N 412
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 мая 2016 г. N 178