Заслушав и обсудив информацию члена Президиума Совета судей Российской Федерации Пашкова В.И. о правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата, Совет судей Российской Федерации отмечает, что в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; а на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Следовательно, наличие судов субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"), вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности Российской Федерации либо к государственной должности субъекта Российской Федерации.
В России установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ).
Полномочия, порядок деятельности и порядок создания должностей, компетенция мировых судей, общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством (ст.ст. 1, 3, 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).
Законами субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей (ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).
Субъект Российской Федерации не вправе создавать должности мировых судей вне порядка и в ином количестве, чем это установлено федеральным законом, не обладает правом самостоятельно определять полномочия мировых судей.
Мировые судьи разрешают конкретные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, в основном на базе федерального законодательства.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).
Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ в ред. Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ)
Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, поручения и т.д. также, как и судей федеральных судов, обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).
Государственная должность мирового судьи учреждена для непосредственного исполнения полномочий Российской Федерации - осуществления правосудия именем Российской Федерации, а не для исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового регулирования некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
Несмотря на определение статуса мировых судей как судей субъектов Российской Федерации, на них распространяются гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ). К ним не может быть применено соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации.
Судья федерального суда, обладая единым с мировым судьей статусом, включен в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.
Исходя из единства системы исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации), в указанный Сводный перечень включена также должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем законодательного закрепления единства статуса судей (ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
В период формирования судебной системы на основе Конституции Российской Федерации предпринимались активные действия для подчинения судов законодательной и исполнительной власти регионов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает единую систему государственных органов судебной власти и в ней не предусмотрены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации (постановление от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области и др.)
Государственная должность "мировой судья" отвечает критериям, исходя из которых она должна быть отнесена к государственной должности Российской Федерации. Именно такой статус мирового судьи позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации.
В дополнительном урегулировании на уровне законодательства субъектов Российской Федерации нуждаются вопросы, связанные с правовым положением работников аппарата мировых судей.
Практически все законы о мировых судьях в субъектах Российской Федерации дублируют норму Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ об отнесении работников аппарата мировых судей к государственным служащим соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 9).
Однако в законодательстве о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации эта норма закона реализуется неоднозначно.
Должности работников аппарата мирового судьи некоторых субъектов Российской Федерации вообще не включены в реестры государственной гражданской службы.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ, определяющей принадлежность аппарата к мировому судье, а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, в ряде регионов аппарат мирового судьи включен в состав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей.
При утверждении реестра государственной гражданской службы в некоторых субъектах Российской Федерации не приняты во внимание нормы федерального законодательства, закрепляющие единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В ряде субъектов Российской Федерации должности работников аппарата мирового судьи включены в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта, однако среди них отсутствует должность "секретарь судебного заседания", являющаяся одной из важнейших процессуальных фигур в уголовном и гражданском судопроизводстве (ст.ст. 245, 326-328 УПК РФ, ст.ст. 161, 225, 229, 230 ГПК РФ).
Во многих субъектах Российской Федерации государственные гражданские служащие аппарата мировых судей отнесены к самым низшим категориям (обеспечивающие специалисты) и группам должностей (старшая и младшая). Между тем в аппарате районного суда должность секретаря судебного заседания отнесена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" к старшей группе должностей категории "специалисты".
Нормативное определение места мирового судьи и его аппарата в структуре органов государственной власти будет способствовать решению важных проблем в сфере обеспечения деятельности мировой юстиции.
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Принять обращение к Президенту Российской Федерации о включении государственной должности "мировой судья" в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32.
2. Направить органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации настоящее постановление с предложением привести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях и государственной гражданской службе в соответствие с федеральным законодательством.
3. Информировать Генерального прокурора Российской Федерации об имеющих место нарушениях федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу правовой регламентации должности мирового судьи и работников аппарата мирового судьи в субъектах Российской Федерации и просить принять надлежащие меры по их устранению.
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
г. Сочи
15 мая 2008 г.
N 219
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 "О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата"
Текст постановления официально опубликован не был