Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2008 г. N 46-Д08-36
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу осужденного Б. о пересмотре приговора Самарского областного суда от 8 февраля 1999 года, которым
Б., 23 октября 1964 года рождения, уроженец с. Серышево Серышевского района Амурской области, не судимый,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, д, к" УК РФ к 15 годам лишения свободы, по ст. 158 ч. 2 п. "г" УК РФ к 3 годам лишения свободы. В соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Б. назначено 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С.Ю.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, мотивы надзорной жалобы и вынесенного постановления о возбуждении надзорного производства, выступление прокурора К.Ю.Н., поддержавшего доводы надзорной жалобы, судебная коллегия установила:
по приговору суда Б. признан виновным и осужден за убийство К. и Р. с особой жестокостью, с целью сокрытия преступления, а также за кражу имущества потерпевших с причинением значительного ущерба.
Преступления совершены 22 сентября 1998 года в г. Отрадное Самарской области при следующих обстоятельствах.
Б. в 10 часу, находился в кв. 19, д. 21 по ул. Отрадной. Во исполнение возникшего умысла на убийство, заранее приготовленным топором с особой жестокостью нанес один удар по голове К. Затем с целью сокрытия содеянного стал наносить удары топором по голове Р., случайно оказавшейся в квартире. Позже наносил удары топором по голове К. Причиненные телесные повреждения повлекли смерть К. и Р. После убийства Б. тайно похитил деньги и имущество потерпевших, всего на сумму 5458 рублей.
В надзорной жалобе осужденный Б. просит изменить приговор, указывая на необоснованность осуждения по признаку совершения умышленного убийства потерпевших с особой жестокостью, а также просит с учетом явки с повинной смягчить ему наказание.
Изучив надзорную жалобу, проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Квалифицируя действия Б., связанные с убийством К. и Р., как совершенные с особой жестокостью, суд в обоснование своего вывода сослался на характер и способ совершения убийства осужденным, а именно: нанесение топором большого количества повреждений в область головы потерпевшим.
Вместе с тем, по смыслу закона понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом для признания убийства совершенным с особой жестокостью необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью.
Как усматривается из материалов дела, осужденный Б. в судебном заседании отрицал наличие у него умысла на убийство потерпевших К. и Р. с особой жестокостью.
Из заключения судебно-медицинского эксперта следует, что четыре удара топором, нанесенные каждому потерпевшему, явились причиной их смерти. При этом других следов насилия у К. и Р. обнаружено не было.
Также судом в приговоре не приведено данных, свидетельствующих о том, что в процессе совершения осужденным убийства, потерпевшим причинялись особые страдания и мучения.
Что же касается ссылки суда на неоднократное нанесение Б. удара топором в жизненно-важный орган потерпевших - голову, то данное обстоятельство само по себе не может расцениваться как свидетельство совершения осужденным убийства с особой жестокостью.
При таких обстоятельствах осуждение Б. по п. "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающему ответственность за умышленное убийство с особой жестокостью, необоснованно.
Кроме того в соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ, обязывающими суд применить уголовный закон, смягчающий наказание либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, Судебная коллегия квалифицирует действия Б. по ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), так как данный Закон смягчает наказание.
При назначении нового уголовного наказания, Судебная коллегия руководствуется требованиями ст. 60 УК РФ, учитывает все установленные по делу обстоятельства, в том числе смягчающие наказание - раскаяние в содеянном и явку с повинной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, 408 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
надзорную жалобу осужденного Б. удовлетворить.
Приговор Самарского областного суда от 8 февраля 1999 года в отношении Б. изменить.
Исключить осуждение по пункту "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Смягчить назначенное наказание по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, к" УК РФ до 14 лет 6 месяцев лишения свободы.
Переквалифицировать действия Б. со ст. 158 ч. 2 п. "г" УК РФ (в редакции Закона от 13.06.1996 г.) на ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), по которой назначить наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлении, предусмотренных ст. 105 ч. 2 п.п. "а, к" УК РФ и ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 08.12.2003 г.), путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить Б. 16 (шестнадцать) лет лишения свободы.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
СК по уголовным делам ВС РФ указала на необоснованность квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью.
Как пояснила Коллегия, по смыслу закона понятие "особой жестокости" связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом для признания убийства совершенным с особой жестокостью необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства именно с особой жестокостью.
Вместе с тем неоднократное нанесение осужденным ударов топором в жизненно-важный орган потерпевшего (голову) само по себе не может расцениваться как свидетельство совершения осужденным убийства с особой жестокостью.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2008 г. N 46-Д08-36
Текст определения официально опубликован не был