Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 89-О08-68СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 27 ноября 2008 года кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Тюменской области Р.В.А. на приговор суда с участием присяжных заседателей Тюменского областного суда от 28 августа 2008 года, которым В.П.Н., 3 июля 1946 года рождения, уроженец г. Джамбул Казахской ССР, судимый:
15 мая 2007 года мировым судьей судебного участка N 3 г. Тобольска по ст.ст. 130 ч. 1, 116 ч. 1 УК РФ к штрафу в сумме 3000 рублей, 21 сентября 2007 года постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Тобольска штраф заменен на 130 часов обязательных работ, на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей оправдан в связи с неустановлением события преступления по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ.
В соответствии со ст. 134 ч. 1 УПК РФ за В.П.Н. признано право на реабилитацию.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ К.Н.А., мнение прокурора К.Ю.Н., поддержавшего доводы кассационного представления и просившего об отмене оправдательного приговора, судебная коллегия установила:
В.П.Н. органами предварительного следствия предъявлено обвинение в умышленном причинении смерти двум лицам - Ч. и М.
Согласно предъявленному обвинению преступление В.П.С. совершено при следующих обстоятельствах.
21 декабря 2007 года М., находившийся в гостях у Ч., арендовавшего вместе с А. квартиру В.П.Н., решил совершить кражу сотового телефона, принадлежащего В.П.Н. С этой целью М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, прошел в комнату, где спал В.П.Н., и тайно похитил принадлежащий ему сотовый телефон, стоимостью 9 000 рублей. Похищенный телефон М. положил под подушку на кровати Ч. После чего Ч. и М. легли на кровать спать.
Ночью В.П.Н., проснувшись, обнаружил отсутствие сотового телефона и решил, что его похитили Ч. и М., пришел к ним в комнату, разбудил их и потребовал вернуть похищенный телефон.
Ч. и М. стали отрицать свою причастность к хищению сотового телефона. На этой почве между В.П.Н. с одной стороны и потерпевшими с другой стороны возникла ссора, в процессе которой у В.П.Н. возник умысел на убийство потерпевших.
С этой целью В.П.Н., находясь в состоянии опьянения, ножом нанес один удар Ч. в область грудной клетки слева, причинив тяжкий вред здоровью потерпевшего. От причиненного телесного повреждения Ч. скончался на месте совершения преступления.
После совершенного убийства Ч. В.П.Н. ножом нанес потерпевшему М. не менее 2-х ударов в область грудной клетки, а затем еще в туалете нанес потерпевшему ножом ряд ударов в область груди, спины и в другие части тела. От причиненного тяжкого вреда здоровью наступила смерть М.
Органами следствия действия В.П.Н. квалифицированы по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 22 августа 2008 года В.П.Н. признан невиновным.
Оправдательный вердикт в соответствии с ч. 1 ст. 348 УПК РФ обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора.
Руководствуясь этими требованиями Закона на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ председательствующий постановил по делу в отношении В.П.Н. оправдательный приговор.
В кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора Тюменской области Р.В.А. ставит вопрос об отмене приговора Тюменского областного суда, постановленного на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение.
В кассационном представлении указывается, что приговор суда с участием присяжных заседателей в отношении В.П.Н. является незаконным и подлежит отмене в связи с нарушением уголовно-процессуального закона, которое выразилось в следующем.
Из вопросного листа, предложенного присяжным заседателям видно, что на первый вопрос о доказанности самого деяния присяжные заседатели ответили отрицательно, вопросы NN 2 и 3 оставлены без ответа, а на 4-й вопрос "заслуживает ли В.П.Н. снисхождения" присяжные заседатели ответили: "Да, заслуживает снисхождения". Председательствующий не выполнил требования ч. 2 ст. 345 УПК РФ, не возвратил присяжных заседателей в совещательную комнату для устранения противоречий в ответах на вопросы NN 1-3 и N 4.
В судебном разбирательстве неоднократно допускались высказывания о применении недозволенных методов следствия участниками судебного разбирательства. В результате нарушений В.П.Н. и адвокатом И.Г.Н. порядка проведения судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, у последних было сформировано предубеждение об отсутствии самого события преступления.
Обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что оправдательный приговор постановлен в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей о невиновности В.П.Н., основанном на всестороннем и полном исследовании материалов дела.
В соответствии со ст. 385 ч. 2 УПК РФ оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен по представлению прокурора либо по жалобе потерпевшего или его представителя лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них.
Таких нарушений уголовно-процессуального закона в ходе судебного разбирательства по делу в отношении В.П.Н. допущено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационного представления о том, что в ходе судебного разбирательства по делу с участием присяжных заседателей имело место нарушение требований ч. 7 ст. 335 УПК РФ, до присяжных заседателей со стороны В.П.Н. и адвоката И.Г.Н. была доведена информация не относящаяся к фактическим обстоятельствам дела, в частности, о применении недозволенных методов ведения следствия и о причастности к совершению преступления А.
Из материалов уголовного дела видно, что в прениях сторон и в последнем слове В.П.Н. сослался на то, что в ходе предварительного следствия применялись недозволенные методы ведения следствия в отношении его и свидетеля А.
Председательствующий в первом и во втором случае в соответствии с требованиями ст. 336 ч. 3 УПК РФ прервал выступление В.П.Н. и разъяснил присяжным заседателям, что они не должны учитывать данные обстоятельства при вынесении вердикта. Кроме того, в напутственном слове председательствующий напомнил присяжным заседателям, что они не должны учитывать слова В.П.Н. о том, что к нему и А. на предварительном следствии применялись недозволенные методы (л.д. 73 т. 4).
Таким образом, считать, что в результате допущенного В.П.Н. нарушения порядка проведения судебного разбирательства у присяжных было сформировано предубеждение об отсутствии события преступления, оснований не имеется.
Что касается адвоката И.Г.Н., то его защита В.П.Н. осуществлялась в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, с соблюдением требований ст. 336 ч. 2 УПК РФ.
Оснований для отмены оправдательного приговора в связи с противоречивостью вердикта коллегии присяжных заседателей, судебная коллегия не находит.
Как видно из вопросного листа, предложенного присяжным заседателям, на 1 вопрос о доказанности самого деяния присяжные заседатели ответили отрицательно, второй и третий вопросы оставлены присяжными заседателями без ответа, а на вопрос N 4 "Заслуживает ли В.П.Н. снисхождения" присяжные заседатели ответили "Да заслуживает снисхождения".
В соответствии с ч. 2 ст. 345 УПК РФ под противоречивостью вердикта следует понимать наличие в нем таких ответов на вопросы, поставленные в вопросном листе, которые противоречат друг другу.
Таких противоречий присяжные заседатели, признавая В.П.Н. невиновным в совершении инкриминируемого ему деяния, не допустили, поэтому у председательствующего по делу не было оснований для возврата присяжных заседателей в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист.
Поскольку оправдательный приговор суда с участием присяжных заседателей Тюменского областного суда постановлен с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
оправдательный приговор суда с участием присяжных заседателей Тюменского областного суда в отношении В.П.Н. оставить без изменения, а кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Тюменской области Р.В.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 89-О08-68СП
Текст определения официально опубликован не был