Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1000
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2008 г. N КАС08-620 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.О.Г. о признании частично недействующими пунктов 1, 3-7, 9, 13, 14, 19, 22-29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, установил:
решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Согласно пунктам 3-7, 9 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Индивидуальный предприниматель П.О.Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, а также пунктов 13, 14, 19, 22-29 Порядка, регулирующих прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов, ведение кассовой книги и хранение денег, в части исполнения закрепленных в них обязанностей индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли.
В заявлении указано, что у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нет обязанности по ведению бухгалтерского учета доходов и расходов, по ведению первичной учетной документации по учету доходов и расходов - приходного и расходного кассовых ордеров, кассовой книги. Распространение на этих граждан положений Порядка, утвержденного для предприятий, учреждений, организаций, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О бухгалтерском учете" и нарушает право П.О.Г. на свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
П.О.Г. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители Центрального банка Российской Федерации Т.СМ., Б.И.Н. и С.И.В. заявление П.О.Г. не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемый Порядок принят в пределах предоставленных Банку России полномочий и соответствует законодательству Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит заявление П.О.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 346.26 Кодекса определено, что налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названными налогоплательщиками исходя из пункта 1 статьи 346.28 Кодекса являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Следовательно, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом (включая розничную торговлю), возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом Кодекс не оговаривает, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.
С учетом изложенного доводы заявления о противоречии оспариваемых предписаний Порядка Федеральному закону "О бухгалтерском учете" и Налоговому кодексу Российской Федерации являются несостоятельными.
Не противоречит Порядок в оспариваемой части и Гражданскому кодексу Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 23 которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Как уже отмечалось, в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие индивидуальных предпринимателей от соблюдения порядка ведения кассовых операций.
Более того, необходимость соблюдения индивидуальными предпринимателями оспариваемых предписаний Порядка следует и из других нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
Так, статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" закреплено, что индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
При этом в силу статьи 5 названного Закона индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.
Пунктами 11 и 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 476), определено, что на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.
Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.
Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Доводы заявления о противоречии Порядка в оспариваемой части Конституции Российской Федерации не могут быть признаны состоятельными.
Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими Федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В силу статьи 4 этого Федерального закона одной из функций Банка России является организация наличного денежного обращения, а статьей 34 в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возложена функция определения порядка ведения кассовых операций.
Таким образом, оспариваемый Порядок принят Банком России по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
П.О.Г. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1000
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2008 г. N КАС08-620 настоящее решение оставлено без изменения