Постановление Президиума Московского городского суда от 12 декабря 2008 г. по делу N 44у-611/08
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего: Колышницыной Е.Н.
и членов Президиума: Дмитриева А.Н., Паршина А.И., Васильевой Н.А., Агафоновой Г.А., Тарасова В.Ф., Курциньш С.Э.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе адвоката С. в защиту осужденного Б. о пересмотре приговора Симоновского районного суда города Москвы от 14 июля 2005 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 10 октября 2005 года.
Приговором Симоновского районного суда города Москвы от 14 июля 2005 года Б., 19 июня 1971 года рождения, уроженец г. Москвы, гражданин РФ, образование среднеспециальное, холостой, не работающий, инвалид 2-й группы, ранее не судимый,
осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с 20 сентября 2004 года.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 10 октября 2005 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением судьи Московского городского суда от 16 сентября 2008 года отказано в удовлетворении надзорной жалобы адвоката С. в защиту осужденного Б.
В надзорной жалобе адвокат С. в защиту осужденного Б. выражает несогласие с судебными решениями, считает их незаконными. Указывает на нарушения уголовно-процессуального закона, на не устранение судом противоречий в показаниях свидетелей, положенных в основу приговора. Просит переквалифицировать действия Б. на ст. 108 УК РФ и освободить его от дальнейшего отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Свиренко О.В., адвоката С. по доводам надзорной жалобы, мнение Первого заместителя прокурора г. Москвы Р., полагавшего судебные решения в отношении Б. оставить без изменения, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум установил:
Согласно приговору, Б. признан виновным в убийстве, то есть в умышленном причинении смерти другому человеку.
Преступление совершено при следующих установленных судом обстоятельствах:
Б. в ночь с 7 на 8 августа 2004 г., в неустановленное точно время, примерно в 04 часа, находясь в состоянии алкогольного опьянения в своей квартире по адресу: г. Москва, Нагатинская набережная, д. 56, корп. 2, кв. 41, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений с ранее ему знакомым Л. умышленно, с целью причинения смерти последнему, нанес ему 2 удара ножом в область живота и задней части грудной клетки, а также множественные удары руками и ногами в голову и грудную клетку, причинив своими действиями потерпевшему Л.: закрытую травму грудной клетки - локальные переломы семи ребер справа по 2-м анатомическим линиям без повреждений пристеночной плевры - повреждения, причинившие вред здоровью средней тяжести, обычно сопровождающиеся длительным расстройством здоровья более 3-х недель; закрытую черепно-мозговую травму - кровоподтеки, ссадины, царапины на лице, сплошное массивное кровоизлияние в мягкие покровы головы, вдавленный перелом затылочной кости с расхождением стреловидного и венечного швов, региональные субарахноидальные кровоизлияния в теменных долях мозга, кровоизлияние в желудочки мозга, отек мозга; два проникающих колото-резаных ранения - задней поверхности грудной клетки с повреждением пищевода, трахеи, насечкой на теле 3 грудного позвонка, левосторонний гемоторакс 300 мл; живота с повреждением передней брюшной стенки - повреждения, квалифицируемые как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасного для жизни вреда здоровью, в результате чего от кровоизлияния в желудочки мозга вследствие черепно-мозговой травмы с переломом затылочной кости, расхождением стреловидного и венечного швов черепа с субарахноидальными кровоизлияниями наступила смерть Л. на месте происшествия. После этого он (Б.) с целью сокрытия следов преступления вывез труп Л. на принадлежащей ему (Б.) автомашине марки "ВАЗ 2106" государственный регистрационный знак О 098 СМ 99 рус к Москве - реке, где в районе дома 40, корп. 1 по Нагатинской набережной сбросил труп в реку, а также выбросил нож, являвшийся орудием преступления.
В судебном заседании Б. виновным себя не признал.
Изучив материалы уголовного дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Московского городского суда находит судебные решения подлежащими отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, поскольку выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании (то есть по основаниям ст. 380 ч. 1 п. 1 УПК РФ).
Признавая Б. виновным в причинении смерти потерпевшему, суд в основу обвинительного приговора положил показания допрошенных в судебном заседании свидетелей - сотрудников милиции Б. и С., оглашенные и исследованные судом показания свидетелей А. и И., а также заключения судебно-медицинских и биологических экспертиз, и пришел к выводу о том, что убийство потерпевшего было совершено в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений осужденного и потерпевшего.
Вместе с тем, вывод суда о том, что Б. совершил умышленное убийство в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений с потерпевшим Л., сделан без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, которые могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного, на правильность применения уголовного закона или определение меры наказания.
Так, в основу обвинительного приговора судом положены показания допрошенных в судебном заседании свидетелей - сотрудников милиции Б. и С., а также оглашенные и исследованные судом показания свидетелей А. и И.
Как следует из показаний свидетелей - сотрудников милиции, при проведении оперативно-розыскных мероприятий им стало известно, что убийство Л. совершил Б. В день убийства Н. (она же свидетель А.) пожаловалась Л. о происшедшей накануне ссоры с Б., в ходе которой последний ударил Н. Л., сказав, что разберется, взял нож, и вместе с Н. пошел к Б. Попав в квартиру, расположенную на 1-ом этаже, Л. сел сверху на Б., который спал со своей сожительницей, и между ними завязалась драка, в результате которой нож оказался у Б., и последний ударил им Л. несколько раз. Затем Б. погрузил труп в машину и сбросил его в реку.
Согласно показаниям А., она в день убийства находилась в квартире у своего знакомого Б. После распития спиртных напитков она спала с Б., в другой комнате спала подруга - А. Проснувшись от шума, она увидела Л., который лежал на полу и был без сознания. Б., не отвечая на ее вопросы о происходящем, вынес тело на улицу. Как Б. клал тело в багажник машины, она не видела, но видела, как Б. садился за руль машины. Вернувшись минут через 15, он замыл пол, и сказал, что выбросил труп в реку. И. в ту ночь спала и ничего не видела, и только утром она рассказала И., что произошло ночью.
Из показаний И. следует, что после распития спиртных напитков, в состоянии сильного алкогольного опьянения она вместе с Л. пошла к своей подруге, которая находилась у Б. Квартира Б. находится на первом этаже, заглянув во внутрь, они увидели, что Б. и А. спят. Л. подсадил ее, она залезла в квартиру, открыла Л. входную дверь, и он сразу проследовал в большую комнату, пока она закрывала дверь. Когда она зашла в комнату, увидела Л., лежащего на полу. Больше она ничего не видела, так как Б. нанес ее несколько ударов и она потеряла сознание. Когда она проснулась, Б. сказал, что то ли убил Л., то ли тот умер. Со слов Л., она узнала о происшедшем: Б. сказал Л., что проснулся от того, что Л. набросился на него, сел сверху, приставил нож к горлу и сказал "не рыпайся". Б. выхватил у Л. нож и нанес ему им удары, сколько раз он ударил Л., Б. не сказал. Затем Б. унес тело из квартиры и выбросил в реку Москва.
Таким образом, обстоятельства, указанные в показаниях свидетелей, положенных в основу обвинительного приговора, а именно: то, что потерпевший оказался в ночное время в квартире спящего осужденного, наличие у него - потерпевшего, ножа в момент начала конфликта; действия Л. в отношении Б., послужившие началом событий, закончившихся смертью Л., оценки суда в приговоре не получили, хотя имеют существенное значение для правильного разрешения дела и могли повлиять на вывод о совершении убийства Б. Л. в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, и, соответственно, юридическую квалификацию содеянного. Кроме того, действия потерпевшего, о которых указано выше, вообще не оценены судом.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные решения не могут быть признаны законными и обоснованными, а потому подлежат отмене, с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду необходимо тщательно установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для выводов о виновности либо невиновности осужденного и юридической квалификации содеянного им, и принять справедливое решение.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями ст. 108 УПК РФ, Президиум Московского городского суда считает необходимым избрать в отношении Б. меру пресечения в виде содержания под стражей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум постановил:
Надзорную жалобу адвоката С. удовлетворить частично.
Приговор Симоновского районного суда города Москвы от 14 июля 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 10 октября 2005 года в отношении Б. - отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение, в тот же суд, в ином составе судей, со стадии судебного разбирательства.
Меру пресечения в отношении Б. избрать содержание под стражей на 3 (три) месяца, то есть до 11 марта 2009 года.
Председательствующий |
Е.Н. Колышницына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 12 декабря 2008 г. по делу N 44у-611/08
Текст постановления размещен на сайте Московского городского cуда в Internet (http://www.mos-gorsud.ru)