Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2008 г. N 44-Г08-40
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края о признании не действующими в части Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года N 12-п, и Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 67-п, по кассационной жалобе Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З.Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
администрация Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 Критериев в части слов "и их участки", абзаца 2 пункта 2 Критериев, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года N 12-п, а также пункта 20 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 67-п, ссылаясь на то, что отнесение к автомобильным дорогам участков дорог противоречит статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу которой автомобильная дорога является единым объектом и не предусматривает возможность деления ее на участки.
Исходя из пункта 20 Перечня из автомобильной дороги общего пользования "Пермь - Березники" искусственно выделен и исключен участок между 38 и 41 километрами, проходящий по территории Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района. Не включение данного участка в состав дороги влечет отнесение его к муниципальным автодорогам, обслуживаемым за счет муниципального бюджета. Между тем, указанный участок дороги не может быть отнесен к собственности поселения и муниципального района в силу положений частей 8-10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, предусматривающих невозможность отнесения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения к собственности поселения и муниципального района. Данный участок дороги является составной частью автомобильной дороги общего пользования, обеспечивающей связь административного центра Пермского края с административным центром муниципального района и городского округа - городом Березники.
Оспариваемые акты в частях, предусматривающих деление единой автомобильной дороги на участки, а также установление особых условий только для одного из муниципальных образований субъекта Российской Федерации - города Перми, противоречат также частям 1 и 5 статьи 5, частям 5 и 6 статьи 6, статьям 9, 13, 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, статьям 10, 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Пермского краевого суда от 22 сентября 2008 года постановлено: частично удовлетворить заявление Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края.
Признать недействующим со дня его принятия постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 67-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края".
Отказать Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 в части слов "и их участки" и абзаца 2 пункта 2 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года N 12-п.
Администрация Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое об удовлетворении заявления в полном объеме. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года N 12-п, к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края относятся автомобильные дороги и их участки, соответствующие одному из следующих критериев:
автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие связь административного центра Пермского края с административными центрами муниципальных районов и городских округов Пермского края;
автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие связь административных центров муниципальных районов и (или) городских округов Пермского края между собой;
автомобильные дороги общего пользования, являющиеся обходами населенных пунктов, соединяющие автомобильные дороги общего пользования федерального и (или) регионального или межмуниципального значения Пермского края.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Критериев к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края могут относиться автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие проезд транзитного транспорта через центральные территории административного центра Пермского края и обеспечивающие кратчайшие выезды на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (магистральные улицы).
Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года N 67-п утвержден прилагаемый к постановлению Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края.
В соответствии с пунктом 20 данного Перечня к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края отнесена находящаяся на территории Добрянского муниципального района автодорога Пермь-Березники 022 + 636 - 038 + 419, 041 + 100 - 128 + 062.
Согласно части 8 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания пункта 9 статьи 3, части 8 статьи 5 названного Федерального закона N 257-ФЗ, ст. 3 Закона Пермского края "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" следует, что понятие и термин "участки автомобильных дорог" используются в регулировании названных правоотношений".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что положения абзац 1 пункта 1 Критериев в части слов "и их участки" не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав муниципального образования "Полазненское городское поселение", сделан правильно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение Федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу ст. 3 Закона Пермского края "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" к региональным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие межрегиональные (кроме автомобильных дорог, отнесенных к федеральным) и межмуниципальные связи.
Согласно пункту 11 ст. 5 ФЗ N 247-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 247-ФЗ" имеется в виду "N 257-ФЗ"
Оспариваемым абзацем 2 пункта 2 Критериев к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края могут относиться автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие проезд транзитного транспорта через центральные территории административного центра Пермского края и обеспечивающие кратчайшие выезды на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (магистральные улицы).
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что не нарушают прав данного муниципального образования положения абзаца 2 пункта 2 Критериев. Более того, отнесение некоторых магистральных улиц в границах муниципального образования г. Пермь к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения нормативным правовым актом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствует вышеназванным нормам Федерального закона, а также нормам законодательства Пермского края, имеющим большую юридическую силу.
Доводы о том, что оспариваемые нормы противоречат статьям 10, 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются необоснованными, поскольку последние не регулируют правоотношения в части классификации автомобильных дорог.
Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в судебном решении, выводы которого Судебная коллегия считает правильными.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Решение суда в удовлетворенной части заявленных требований не обжалуется, лицами, участвовавшими в деле.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 22 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2008 г. N 44-Г08-40
Текст определения официально опубликован не был