В целях повышения качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Стандарт качества
государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 3 марта 2011 г. N 51)
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательные для исполнения основные требования к объему и качеству государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям (далее - государственная услуга) государственными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными Министерству образования Республики Башкортостан (далее - учреждения), за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Государственная услуга предоставляется в целях обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, формирования общей культуры и организации содержательного досуга детей.
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан.
1.3. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (с последующими изменениями);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03";
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Указ Президента Республики Башкортостан от 30 апреля 2002 года N УП-198 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2006 года N 305 "О республиканской целевой программе "Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан" на 2007-2011 годы".
1.4. Основными факторами, определяющими качество предоставления государственной услуги в учреждении, являются:
наличие документов, регламентирующих его деятельность;
условия размещения и режим работы учреждения;
наличие специального оснащения и оборудования;
укомплектованность специалистами и уровень их квалификации;
полнота и качество выполнения процедур, необходимых для предоставления государственной услуги;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству предоставления государственной услуги
2.1. Государственная услуга по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан заключается в обучении детей по дополнительным образовательным программам.
2.2. Получателями государственной услуги являются несовершеннолетние в возрасте от 6 до 18 лет, а в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, в группах спортивного совершенствования, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан, - лица до 25 лет (далее - получатели государственной услуги).
Дополнительное образование может быть предоставлено в образовательных учреждениях следующих видов:
центрах дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеских центрах, детских (подростковых) центрах, детских экологических (оздоровительно-экологических, эколого-биологических) центрах, детских (юношеских) центрах, детских оздоровительно-образовательных (профильных) центрах;
дворцах детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
домах детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станциях юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детской экологической (эколого-биологической) станции;
детско-юношеских спортивных школах;
специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва;
детско-юношеских спортивно-адаптивных школах.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием на предоставление услуги в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.3. Учреждение должно иметь регламентирующие его деятельность документы:
устав;
локальные акты, регламентирующие его образовательную деятельность;
программы дополнительного образования детей и примерные требования к ним;
лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей;
свидетельство о государственной аккредитации;
договор с учредителем;
типовые положения, локальные акты, регламентирующие процесс предоставления государственной услуги;
должностные инструкции работников учреждения, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги: кадастровые (технические) паспорта на здания и оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса;
иные нормативные правовые акты, установленные правила и нормы по вопросам предоставления услуги.
Учреждение осуществляет постоянную проверку документов на предмет их соответствия законодательству.
2.4. Учреждение и его структурные подразделения размещают в специально предназначенных зданиях и помещениях, которые доступны для населения, отвечают противопожарным требованиям, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах.
2.5. Учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество государственной услуги.
2.6. Комплектование учреждения работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственных услуг в учреждениях осуществляют руководящие работники, педагогические работники, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал. Каждый работник учреждения должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, которые необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях. Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
На педагогическую работу принимаются лица с высшим или средним специальным профессиональным образованием, которое подтверждается документами государственного образца о соответствии уровня образования и (или) квалификации.
В целях принятия необходимых мер для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками учреждения, а также в случаях отсутствия заботы с их стороны при осуществлении кадровой политики руководителям учреждения необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде учреждения либо по аналогичной специальности и обладающим физическим и психическим здоровьем, моральной устойчивостью.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные, тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
2.7. Для получения ребенком (воспитанником) дополнительного образования родитель (законный представитель) в срок, определенный образовательным учреждением, подает в учреждение:
заявление;
медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;
другие документы в соответствии с уставом учреждения дополнительного образования.
При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Учреждения самостоятельно разрабатывают программу своей деятельности с учетом особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций, запросов детей, потребностей семьи, детских и юношеских общественных объединений и организаций.
Содержание образования в учреждении определяется учебным планом учреждения, образовательными программами дополнительного образования детей (типовыми, модифицированными, экспериментальными, авторскими). Для особо одаренных детей создаются программы индивидуального обучения.
Образовательные программы дополнительного образования детей могут иметь следующие направленности:
художественно-эстетическую;
туристско-краеведческую;
физкультурно-спортивную;
научно-техническую;
спортивно-техническую;
эколого-биологическую;
естественно-научную;
социально-экономическую;
военно-патриотическую;
социально-педагогическую;
культурологическую.
Учреждения осуществляют работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждения могут открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях с дневным пребыванием.
Учреждения могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие).
В детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва при объединении в одну группу обучающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности, разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования, менять их.
Приостановление предоставления государственной услуги носит заявительный характер. Место за получателем государственной услуги в учреждении сохраняется в следующих случаях:
на период болезни ребенка или родителей (законных представителей);
санаторно-курортного лечения ребенка;
в иных случаях отсутствия ребенка по уважительным причинам, доказанным документально.
С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.
Предельная наполняемость групп по художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, научно-техническому, спортивно-техническому, эколого-биологическому, естественно-научному, социально-экономическому, военно-патриотическому и социально-педагогическому направленностям составляет:
15 обучающихся для групп первого года обучения;
12 обучающихся для групп второго года обучения;
10 обучающихся для групп третьего и последующего годов обучения.
Предельная наполняемость групп по этапам спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва определяется программой по виду спорта.
Учебная нагрузка по художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, научно-техническому, спортивно-техническому, эколого-биологическому, естественно-научному, социально-экономическому, военно-патриотическому и социально-педагогическому направленностям составляет:
4 часа в неделю для групп первого года обучения;
6 часов в неделю для групп второго и последующего годов обучения.
Недельный режим учебно-тренировочной работы по этапам подготовки в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва определяется программой по виду спорта.
Продолжительность занятий в учреждении без перерыва должна составлять не более 45 минут, а для детей дошкольного возраста - не более 30 минут. Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. В детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва продолжительность занятий составляет для детей старше 7 лет - 45 минут, для детей 4 - 6 лет - 30 минут, для детей 7 лет - 35 минут.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной спортивной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю, в группах, где нагрузка в неделю составляет 20 часов и более, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.
В целях создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха администрацией учреждения составляется расписание занятий учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм, при этом начало занятий в учреждениях, предоставляющих государственную услугу, должно быть не ранее 8.00, а их окончание - не позднее 20.00.
Обучающиеся в учреждениях дополнительного образования детей по программам физкультурно-спортивной направленности обеспечиваются врачебным контролем. Врач учреждения осуществляет медицинский контроль учебно-тренировочного процесса и в период соревнований.
Для удобства детей учреждение может предоставлять государственную услугу на базе образовательных учреждений, приближенных к месту жительства детей, с обязательным выполнением всех требований законодательства и настоящего стандарта.
2.8. До получателя государственной услуги должна быть доведена следующая информация:
наименование, местонахождение (адрес) учреждения;
дата государственной регистрации и наименование регистрационного органа;
режим работы, вид деятельности учреждения;
номер лицензии и (или) свидетельства о государственной аккредитации, срок их действия;
правила и условия оказания государственной услуги.
В состав информации о государственных услугах, предоставляемых учреждением, должны быть включены:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика государственной услуги;
сведения о качестве государственной услуги, условиях ее предоставления;
сведения о возможности влияния получателей государственных услуг на ее качество;
сведения о средствах коммуникации получателей государственных услуг с работниками учреждения;
сведения о возможности оценки качества услуги со стороны получателя;
гарантийные обязательства учреждения.
Информация о предоставлении государственной услуги должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу. Способ и порядок предоставления информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также успеваемостью обучающихся.
Учреждение может отказать ребенку или родителю (законному представителю) в получении государственной услуги только в случае противопоказания для ребенка заниматься данным видом деятельности на основании медицинского заключения о состоянии здоровья.
2.9. Учреждению необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью педагогических работников в целях определения ее соответствия нормативным документам в области образования. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с участниками образовательного процесса, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков. Внутренний контроль осуществляет администрация учреждения.
Внешнюю систему контроля предоставления государственной услуги осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан.
2.10. Руководитель учреждения несет полную персональную ответственность за качество предоставления государственной услуги, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляет контроль за его деятельностью.
Обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется в соответствии с законодательством.
2.11. При оценке качества предоставления государственной услуги учитываются следующие индикаторы (характеристики):
полнота предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями к ее предоставлению;
результативность предоставления услуги, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере дополнительного образования детей с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения;
создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями.
Качественное предоставление услуг характеризуют:
доступность, безопасность и эффективность дополнительного образования;
расширение знаний обучающихся;
развитие мотивации обучающихся к самообразованию;
развитие творческих способностей обучающихся;
включение обучающихся в социально полезную деятельность;
профессиональное и личностное самоопределение обучающихся;
самореализация и самовоспитание обучающихся;
адаптация обучающихся к жизни в обществе.
2.12. Оценка качества государственной услуги дается с учетом следующих критериев (индикаторов):
2.13. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Получатель имеет право потребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию получателя обязательно.
2.14. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме.
Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества и обеспечение комфортности предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества государственной
услуги по предоставлению дополнительного
образования в Республике Башкортостан
Опросный лист
мониторинга качества учебного процесса
Уважаемый коллега! Вы закончили обучение в учреждении дополнительного
образования. Просим Вас высказать свое мнение о содержании и эффективности
предоставленного Вам образования.
По каждому из предложенных вопросов выберите, пожалуйста, ответы, наиболее
близкие Вашей точке зрения, и обведите порядковые номера этих ответов.
Ваши оценки и предложения будут учтены при совершенствовании учебного
процесса.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы обучением в учебном учреждении?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Как Вы оцените работу педагогов и тренеров в Вашем учебном учреждении?
2.1. Отлично.
2.2. Хорошо.
2.3. Удовлетворительно.
2.4. Неудовлетворительно.
2.5. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцениваете оснащенность учебного учреждения учебной литературой,
материалами и оборудованием (спортивным инвентарем) для полноценных занятий?
3.1. Достаточно.
3.2. Не вполне достаточно.
3.3. Недостаточно.
3.4. Затрудняюсь ответить.
4. Занятия (тренировки) каких педагогов детских объединений, тренеров
секций были, по Вашему мнению, наиболее содержательными, полезными?
Ф.И.О. педагога, тренера:
_______________________________________________________________________________
5. Пожалуйста, укажите, что следовало бы изменить или улучшить
в организации учебного процесса?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Предложения учебному учреждению: ______________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Предложения Министерству образования Республики Башкортостан:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2011 г. N 51 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 11 (353) от 2 июня 2011 г., ст. 692 (без приложений)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. N 291 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 апреля 2016 г. N 110
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 декабря 2014 г. N 571