Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 9-Г08-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Нижегородской области об отмене решения Нижегородского областного суда от 4 сентября 2008 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими пунктов 1, 2.2, 2.3, 3 Указа Губернатора Нижегородской области от 29 октября 2007 года N 59 "О медицинском обслуживании государственных гражданских служащих Нижегородской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила:
пунктом 1 Указа Губернатора Нижегородской области от 29 октября 2007 г. N 59 установлено, что государственные гражданские служащие Нижегородской области имеют право на медицинское обслуживание, которое включает обязательный профилактический медицинский осмотр не реже одного раза в два года, диспансеризацию, стационарное лечение, амбулаторную и высокотехнологичную помощь.
В соответствии с пунктом 2.2 данного Указа Губернатора Нижегородской области управление делами Губернатора Нижегородской области осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказа на оказание услуг по организации медицинского обслуживания государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области.
Согласно пункту 2.3 Указа, управлению делами Губернатора Нижегородской области поручено, при оформлении областного бюджета на очередной финансовый год, предусматривать в заявке средства на финансирование мероприятий по организации медицинского обслуживания государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области.
Пунктом 3 Указа управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области поручено организовать проведение конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации медицинского обслуживания государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области.
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими указанных положений, сославшись на их противоречие федеральному законодательству о государственной гражданской службе, об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, с нарушением требований которых, по мнению прокурора, установлен механизм реализации права гражданских служащих на медицинское обслуживание в виде профилактического осмотра, диспансеризации, стационарного лечения и амбулаторной помощи.
Решением Нижегородского областного суда от 4 сентября 2008 года заявление прокурора Нижегородской области оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Нижегородской области просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права, вынести новое решение.
Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемые положения приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, норм снижающих уровень гарантий в области социальной защищенности государственных служащих, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации, на противоречие которому поставлен вопрос, не содержится.
Такой вывод является обоснованным.
Как следует из текста Указа Губернатора Нижегородской области от 29.10.2007 года N 59, принятие данного акта обусловлено необходимостью обеспечения социальной защищенности государственных служащих Нижегородской области, что не противоречит целям и задачам, реализуемым органами власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий в области законодательства о государственной службе.
Согласно части 1 пункта "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита.
Согласно пункту 3 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санаторно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании гражданских служащих Российской Федерации.
Гарантии по обязательному медицинскому страхованию государственных гражданских служащих определены пунктами 5-7 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ, а согласно части 3 статьи 52 этого же Закона гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные Федеральными законами.
В соответствии со статьей 53 вышеуказанного Федерального закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться иные государственные гарантии.
Что же касается непосредственно оспариваемых положений, Судебная коллегия также соглашается с суждениями суда, сводящимися к тому, что в оспариваемых пунктах, закрепляются полномочия Управления делами Губернатора Нижегородской области, запрета на осуществление которых федеральным законодателем не предусмотрено. Такой вывод согласуется с требованиями федерального законодательства, на нормы которого суд ссылается в своем решении.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает, что органы государственной власти самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, самостоятельно обеспечивают эффективность использования бюджетных средств.
Частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".
По сообщению Управления делами Губернатора Нижегородской области. Министерства финансов Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области "Об областном бюджете на 2008 год", ст. 25 Закона Нижегородской области от 10 мая 2006 года N 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области", Указом Губернатора Нижегородской области от 29 октября 2007 года N 59 "О медицинском обслуживании государственных гражданских служащих Нижегородской области" в областном бюджете на 2008 год предусмотрены средства на проведение медицинских услуг гражданским служащим Нижегородской области в объеме 39 435,0 тыс. рублей.
С учетом изложенного, Судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора Нижегородской области о невозможности финансирования указанных медицинских услуг из бюджета области.
Что же касается утверждений прокурора Нижегородской области о том, что действующим законодательством уже гарантировано получение государственными гражданскими служащими медицинского обслуживания (профилактический медицинский осмотр, диспансеризация, стационарное лечение, амбулаторная помощь), кроме высокотехнологической медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и местных бюджетов, суд правильно отметил, что они не могут служить основанием для признания оспариваемых пунктов Указа Губернатора Нижегородской области противоречащими федеральному законодательству, поскольку запрета на установление субъектом Российской Федерации дополнительных гарантий государственным гражданским служащим федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего, судом сделан правильный вывод о соответствии оспариваемых норм федеральному законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 4 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Нижегородской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 9-Г08-20
Текст определения официально опубликован не был